Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Повседневное покаянное делание как верный путь противодействия скорбям рошие мысли? - Этого ожидай иным путем, не от сигары, а от Бога, в усердной молитве и в чтении слова Божия и писаний святых отцов. 24 июня 1872 года. Ну уж и табачина! Сколь она вредна! Гулял час це лый - и боль в спине от выкуренной вечером сигары не унялась. Сколь же вредит она постоянно курящим! - Уймусь ли после этого курить? А еще редко курю - в месяц раз или два - и то вредно как на меня действует! - 24 июня»5. В свое время Батюшка одним из первых понял вред курения не только для физического здоровья, но и для душевного мира. Личный дневник развенчивает сложившиеся стереотипы, представ ления о Батюшке как о строгом подвижнике внешнего делания - су ровом постнике, который не нарушает пост даже при угрозе здоро вью: из дневниковых записей мы узнаем, что о. Иоанн в Великий пост вкушал рыбу, пил молоко и сливки, если считал это необходимым для поддержания слабого здоровья. Правда, делал он это с истинным сми ренномудрием, без дерзости нарушая установления Церкви: «О. Алек сей ГЦитунов и Авдотья Алексеевна, его матушка, сильно обличили меня в несоблюдении поста и крепко напали на меня; о. Алексей на звал меня нигилистом; он и мать сказали, что я дурной пример подаю прихожанам; что я от несоблюдения поста болею ушами. Достойно и праведно я изобличен; приемлю это властное обличение как от Тебя Самого, Господи: я достоин того - помилуй!»6 Велико было смирение о. Иоанна перед родными. Он понимал, что его домашним трудно жить рядом с ним, что он сам и его вспыльчи вый характер часто бывает виной домашних неурядиц. Так, мы узнаём, что взрослые братья жены, став самостоятельными и получая жалова ние, продолжали находиться на частичном иждивении семьи Сергие вых, ежедневно приходя к семейной трапезе, порой по нескольку раз в день. «Сам останься алчущим, но не возненавидь сидящего без твоего согласия за трапезою твоею брата, хотя и часто к тебе приходящего. Ибо ненавидяй брата человекоубийца есть» (1 Ин. 3, 15).7 Тунеядство братьев по жене приносило о. Иоанну постоянные огор чения, поскольку он ежедневно уделял из своих доходов кронштадт ской нищей братии и переживал, что братья жены как нахлебники отнимают часть довольства у нуждающихся, хотя и имеют собствен ное жалованье. К тому же свояченица Анна Константиновна Несвиц- кая продолжала жить у Сергиевых до своего замужества, то есть до конца 1860-х годов. Батюшка смирялся даже перед девицей: «Если твоя сестра Анна (по жене) бредит графами, да князьями: не сердись на нее за видимую гордость. Ибо такой дух ее есть плод ее воспита ния: у ней - граф - крестный отец, она наслышалась от отца, матери, Дневник, 1872-1873 г., ф. 1067, дело 17, лист 21 6 Дневник, 1872-1873 г., ф. 1067, дело 17, лист 1 19 об. Дневник, 1 867 г., ф. 1 067, дело 1 3, лист 56 225
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz