Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Повседневное покаянное делание как верный путь противодействия скорбям рошие мысли? - Этого ожидай иным путем, не от сигары, а от Бога, в усердной молитве и в чтении слова Божия и писаний святых отцов. 24 июня 1872 года. Ну уж и табачина! Сколь она вредна! Гулял час це­ лый - и боль в спине от выкуренной вечером сигары не унялась. Сколь же вредит она постоянно курящим! - Уймусь ли после этого курить? А еще редко курю - в месяц раз или два - и то вредно как на меня действует! - 24 июня»5. В свое время Батюшка одним из первых понял вред курения не только для физического здоровья, но и для душевного мира. Личный дневник развенчивает сложившиеся стереотипы, представ­ ления о Батюшке как о строгом подвижнике внешнего делания - су­ ровом постнике, который не нарушает пост даже при угрозе здоро­ вью: из дневниковых записей мы узнаем, что о. Иоанн в Великий пост вкушал рыбу, пил молоко и сливки, если считал это необходимым для поддержания слабого здоровья. Правда, делал он это с истинным сми­ ренномудрием, без дерзости нарушая установления Церкви: «О. Алек­ сей ГЦитунов и Авдотья Алексеевна, его матушка, сильно обличили меня в несоблюдении поста и крепко напали на меня; о. Алексей на­ звал меня нигилистом; он и мать сказали, что я дурной пример подаю прихожанам; что я от несоблюдения поста болею ушами. Достойно и праведно я изобличен; приемлю это властное обличение как от Тебя Самого, Господи: я достоин того - помилуй!»6 Велико было смирение о. Иоанна перед родными. Он понимал, что его домашним трудно жить рядом с ним, что он сам и его вспыльчи­ вый характер часто бывает виной домашних неурядиц. Так, мы узнаём, что взрослые братья жены, став самостоятельными и получая жалова­ ние, продолжали находиться на частичном иждивении семьи Сергие­ вых, ежедневно приходя к семейной трапезе, порой по нескольку раз в день. «Сам останься алчущим, но не возненавидь сидящего без твоего согласия за трапезою твоею брата, хотя и часто к тебе приходящего. Ибо ненавидяй брата человекоубийца есть» (1 Ин. 3, 15).7 Тунеядство братьев по жене приносило о. Иоанну постоянные огор­ чения, поскольку он ежедневно уделял из своих доходов кронштадт­ ской нищей братии и переживал, что братья жены как нахлебники отнимают часть довольства у нуждающихся, хотя и имеют собствен­ ное жалованье. К тому же свояченица Анна Константиновна Несвиц- кая продолжала жить у Сергиевых до своего замужества, то есть до конца 1860-х годов. Батюшка смирялся даже перед девицей: «Если твоя сестра Анна (по жене) бредит графами, да князьями: не сердись на нее за видимую гордость. Ибо такой дух ее есть плод ее воспита­ ния: у ней - граф - крестный отец, она наслышалась от отца, матери, Дневник, 1872-1873 г., ф. 1067, дело 17, лист 21 6 Дневник, 1872-1873 г., ф. 1067, дело 17, лист 1 19 об. Дневник, 1 867 г., ф. 1 067, дело 1 3, лист 56 225

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz