Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Повседневное покаянное делание как верный путь противодействия скорбям Дневник представляет интерес, конечно, прежде всего для свя щенников: он отражает те особенности пастырского служения Крон штадтского батюшки, которые не вошли ни в одну из версий его жиз неописания. Например, большинство свидетелей священнослужения о. Иоанна рассказывают, как вдохновенно служил Батюшка в храме, как сам читал каноны на утрене, молился со слезами. Из Дневника мы узнаем, каких внутренних трудов стоила о. Иоанну такая молитва, и его подвиг, его жизнь становится еще ближе и роднее нам. Невиди мый враг, по многочисленным свидетельствам о. Иоанна, постоянно препятствовал ему выговаривать слова церковных молитв, (особен но имена Царствующего Дома на великом входе), смущал священника страхом, боязнию, сомнениями, сковывал язык. Однако сила Божия со вершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и благополучное совершение богос лужения о. Иоанн воспринимал как неоценимый дар свыше, стоящий ежедневного благодарения: «Благодарю Господа, сподобившего меня ныне совершить непреткновенно Литургию, и Царский дом весь выго ворить свободно на великом входе. Слава Тебе, Сподобившему меня мира небесного и жизни небесной в причащении Пречистых и Живот ворящих Твоих Таин»1. Читатель, желающий найти в Дневниках о. Иоанна пророчества, видения, свидетельства о его необыкновенных духовных дарованиях, будет разочарован. Упоминания о чудесных исцелениях встречаются на страницах тетрадей крайне редко, - о. Иоанн упоминал о них с тем только, чтобы поблагодарить Бога за Его милосердие и еще раз вспом нить, что «все доброе во мне от Бога, мои же только грехи». Весь Дневник посвящен одному дару, который о. Иоанн считал са мым главным даром от Бога, - дару покаяния. Мы видим ежедневную, глубоко осознанную покаянную борьбу с повседневными страстями и искушениями. Любое впечатление дня, сновидение, критическое вы сказывание посторонних людей о. Иоанн обращает на пользу себе. «Видел я сегодня вырытые для каменного здания глубокие рвы и в них множество забученных и залитых цементом больших камней. Пришла на мысль мне притча Господня о человеке, положившем основание для дома во глубине, иже ископа и углуби! - Копай глубже; иначе ветр сдунет или вода подмоет. Я, окаянный, не углубился, не копал; оттого ветры вражеских искушений колеблют и развевают мое сердце; воды искушений потопляют меня ежедневно»2. Для современных читателей несомненный интерес представляет и отраженная в дневниковых записях житейская обстановка, при кото рой о. Иоанн совершал свое служение. Ибо о. Иоанну, как любому бла гочестивому человеку, живущему в миру, приходилось сталкиваться с косностью этого мира, с равнодушием и теплохладностью в вере, 1 Дневник, 1X72 г., ф. 1067, дело 17, лист 10 об. 2 Дневник, 1872 г., ф. 1067, дело 17, лист 104 221
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz