Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Повседневное покаянное делание как верный путь противодействия скорбям Дневник представляет интерес, конечно, прежде всего для свя­ щенников: он отражает те особенности пастырского служения Крон­ штадтского батюшки, которые не вошли ни в одну из версий его жиз­ неописания. Например, большинство свидетелей священнослужения о. Иоанна рассказывают, как вдохновенно служил Батюшка в храме, как сам читал каноны на утрене, молился со слезами. Из Дневника мы узнаем, каких внутренних трудов стоила о. Иоанну такая молитва, и его подвиг, его жизнь становится еще ближе и роднее нам. Невиди­ мый враг, по многочисленным свидетельствам о. Иоанна, постоянно препятствовал ему выговаривать слова церковных молитв, (особен­ но имена Царствующего Дома на великом входе), смущал священника страхом, боязнию, сомнениями, сковывал язык. Однако сила Божия со­ вершается в немощи (2 Кор. 12, 9), и благополучное совершение богос­ лужения о. Иоанн воспринимал как неоценимый дар свыше, стоящий ежедневного благодарения: «Благодарю Господа, сподобившего меня ныне совершить непреткновенно Литургию, и Царский дом весь выго­ ворить свободно на великом входе. Слава Тебе, Сподобившему меня мира небесного и жизни небесной в причащении Пречистых и Живот­ ворящих Твоих Таин»1. Читатель, желающий найти в Дневниках о. Иоанна пророчества, видения, свидетельства о его необыкновенных духовных дарованиях, будет разочарован. Упоминания о чудесных исцелениях встречаются на страницах тетрадей крайне редко, - о. Иоанн упоминал о них с тем только, чтобы поблагодарить Бога за Его милосердие и еще раз вспом­ нить, что «все доброе во мне от Бога, мои же только грехи». Весь Дневник посвящен одному дару, который о. Иоанн считал са­ мым главным даром от Бога, - дару покаяния. Мы видим ежедневную, глубоко осознанную покаянную борьбу с повседневными страстями и искушениями. Любое впечатление дня, сновидение, критическое вы­ сказывание посторонних людей о. Иоанн обращает на пользу себе. «Видел я сегодня вырытые для каменного здания глубокие рвы и в них множество забученных и залитых цементом больших камней. Пришла на мысль мне притча Господня о человеке, положившем основание для дома во глубине, иже ископа и углуби! - Копай глубже; иначе ветр сдунет или вода подмоет. Я, окаянный, не углубился, не копал; оттого ветры вражеских искушений колеблют и развевают мое сердце; воды искушений потопляют меня ежедневно»2. Для современных читателей несомненный интерес представляет и отраженная в дневниковых записях житейская обстановка, при кото­ рой о. Иоанн совершал свое служение. Ибо о. Иоанну, как любому бла­ гочестивому человеку, живущему в миру, приходилось сталкиваться с косностью этого мира, с равнодушием и теплохладностью в вере, 1 Дневник, 1X72 г., ф. 1067, дело 17, лист 10 об. 2 Дневник, 1872 г., ф. 1067, дело 17, лист 104 221

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz