Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Повседневное покаянное делание как верный путь противодействия скорбям Данное издание Дневников снабжено весомым научным аппаратом: комментариями, именным и тематическим указателями, а также ука­ зателями выявленных цитат из Священного Писания и богослужеб­ ных книг. О. Иоанн делал дневниковые записи практически ежедневно, по­ свящая несколько минут или часов в день богомыслию и покаянию: каждый день он каялся во всяком неугодном Богу поступке или по­ мышлении. Частично дневниковые записи Батюшка издавал еще при жизни, начиная с тетради 1861 года, для книг он отбирал созерца­ тельные отрывки. Так появились книги «Моя жизнь во Христе», «Богопознание и самопо­ знание, приобретаемые из опыта», «Правда о Боге, о Церкви, о мире и о душе человеческой» и другие. Записи дневников часто не имеют хронологической последовательности, в тек­ сте обнаруживаются позднейшие вставки, вы­ черкивания, черновики проповедей. Однако Дневник был посвящен не только богомыслию и размышлениям над книгами Священного Писания. Чем дольше о. Иоанн вел Дневник, тем больше внимания уделял собственно бытовым записям - ежедневно рассматривал свою жизнь в подробностях, которые замечают лишь люди аскетически на­ строенные, внимающие себе, следящие за сво­ им душевным и физическим состоянием. Характер записей Батюшки можно опреде­ лить как предел искренности, откровенности перед самим собой. Простой человек, чуждый бесплодной рефлексии, о. Иоанн использовал силу словесного дара и рассуждения прежде всего для исправления самого себя, для обретения подлинного смирения перед окружающи­ ми. Поэтому особенно важно сравнить с повседневными записями святого его «каноническое» житие и предания, сложившиеся вокруг его личности к концу XX века. Житие обычно представляет собой словесную икону святого: его жизнь изображена в «прорисях» - кульминациях побед над искуше­ ниями, чудотворений, исцелений, духовных дарований, плодотворной деятельности на пользу ближних, благотворительности, созидатель­ ного и неутомимого труда. Повседневные же будни праведника, борь­ ба, поражения и непростая обстановка домашней жизни, как правило, остаются за пределами жития либо намечаются несколькими незначи­ тельными штрихами. --------------------------— ------------------, х vt е«рп«въ }Иоя жшь ЪоКршлЪ Титульный лист книги праведного Иоанна Крон­ штадтского «Моя жизнь во Христе» издания 1905 года. 219

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz