Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Игумен Митрофан (Баданин) Поврежденная грехом человеческая природа, как и любое иное повреждение, искажение, болезнь - для своего исцеления, восста­ новления в целостности требует труда, усилий, подвига, лекарства, оперативного вмешательства и тому подобного, а все эти действия немыслимы без страданий. И только таким образом я «усмиряю и по­ рабощаю тело мое» (1 Кор. 9,27). « Переноси страдания, как добрый воин Иисуса Христа» (2 Тим. 2,3), - наставляет своего ученика апостол Павел и раскрывает нам величе­ ственную цель этого спасительного делания, - «чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его, чтобы достигнуть воскресения мертвых» (Флп. 3,10,11). Человеческое существо наше болеет и глубоко поражено, «изъязвле­ но » грехом. Это наше хроническое заболевание беспокоит любящего нас «Врача душ и телес», однако прописанные Им лекарства подчас бывают очень горьки, и процесс врачевания оказывается достаточно болезненным и близким к хирургическому вмешательству. Но, с другой стороны, человек, принявший в сердце полную готов­ ность пострадать, принимающий страдания с благодарностью, ста­ новится непобедимым, он неуязвим для злобы князя тьмы, он в себе одерживает победу над миром, который « лежит во зле» (1Ин. 5,19). Эта парадоксальная мысль об исцеляющей силе скорбей, о принятии страданий с кротостью и смирением, высшую степень звучания обре­ тает в житиях святых мучеников. Новомученик Российский святитель- хирург Лука (Войно-Ясенецкий), подводя итог выпавшим ему в жизни жестоким испытаниям за веру во Христа, пишет: «Я полюбил страда­ ние, так удивительно очищающее душу». Эта уверенность во всепобеждающей силе страданий со Христом и за Христа остается неизменно твердой в течение двух прошедших тысячелетий, как свидетельство истинной веры всех поколений хри­ стиан, от первомучеников первых веков до новомучеников века XX: «я благодушествую в немощах, в обидах, в нуждах, в гонениях, в притесне­ ниях за Христа. Ибо когда я немощен, тогда я силен!» (2 Кор. 12,7-11). Именно таких людей избрал Себе Господь, «очистив Себе народ осо­ бенный, ревностный к добрым делам» (Тит. 2,14). Народ Христов есть «род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет» (1 Пет. 2,9). «Вы друзья Мои, - говорит нам Господь, - Я уже не называю вас ра ­ бами.., Я вас избрал и поставил вас, чтобы вы шли и приносили плод... Я назвал вас друзьями » (Ин. 15,15). III. Избранничество человека Богом, особая угодность Господу ясно от­ крывается в скорбях и болезнях, сопровождающих жизненный путь 20

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz