Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Шестопалов С. С., Марчик В. В. воззвании Комитета по сооружению храма во имя святого равноапостольного князя Влади­ мира в Херсонесе Таврическом (древний го­ род близ Севастополя) говорится: «Сюда (то есть в Херсонес) были сосланы на заточение святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан, довольно потрудившиеся в этом го­ роде в проповеди Евангельской». В Крыму, у подножия горы Чатырдаг, до сих пор сохра­ нился источник, названный именем Космы и Дамиана (Аравийских). Список целителей-бессребреников, отне­ сенных к лику святых Русской Православ­ ной Церковью, может быть продолжен. Это святые Ермолай, Сампсон Странноприимец, Кир и Иоанн, Диамид, Киприан и Трифон, Кодрат и Фалалей. Все они своим врачебным искусством безвозмездно помогали страждущему человечеству, исповедовали христианскую веру и были наделены от Бога даром исцелений. Один из списков иконы Собора этих святых целителей можно увидеть в храме бессребренников Космы и Дамиана на Маросейке в Москве. После обращения в христианство, Киевскую Русь стали прослав­ лять другие врачеватели, трудившиеся не покладая рук в делах хри­ стианского милосердия и отнесенные к лику святых. К ним относятся святые врачеватели Киево-Печерской Лавры преподобные Антоний, Агапит, Алипий, Дамиан, Ипатий Печерские. Так, например, препо­ добный Агапит-врач был учеником Антония Печерского. Врачеватель Агапит бесплатно лечил как мирян, так и насельников монастыря. Он сам готовил для больных лекарства, учил их применению, ухаживал за тяжелыми больными. Святой Агапит - «безмездный врач» - приоб­ рел широкую известность в Киевской Руси. Он исцелил внука Яросла­ ва Мудрого, черниговского князя Владимира Всеволодовича, который впоследствии стал киевским князем и известен в истории как Влади­ мир Мономах. Удивительным образом все написанное о вышеназванных святых целителях-бессребрениках находит свое отражение в жизненном под­ виге нашего современника, исповедника веры, врача и целителя, уче­ ного и святителя архиепископа Луки Симферопольского и Крымско­ го. При этом подвиг святителя-исповедника в нем не затмил подвига врача-целителя, а придал ему особое христианское и нравственное значение - святость врачебного долга. Святитель Лука воспринял природное благочестие от верующих ро­ дителей. Он вспоминал: «Если можно говорить о наследственной ре­ лигиозности, то, вероятно, я ее наследовал главным образом от очень Святой преподобный Агапит, врач. 206

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz