Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Терпение, болезнь, старость, смерть и вера плоды (ср. Пс. 91,15: «Они и в старости плодовиты, сочны и свежи»), а ее плодоносность проявляется в нежности и мягкосердечии, уравно вешенности и безмятежности... Самоутверждение человека в почтенном возрасте основывается уже не на том, чем он занимается, а на том, кто он сам. Вполне очевидно, что это зависит не только от него, но в значительной мере и от его бли жайшего окружения и от общества, если оно не оставляет пожилого человека наедине с его задачей пережить свою старость как обрете ние полноты бытия, а не как остановку или конец. Более того, вме сте со старостью наступает момент истины, выявляющий, что жизнь в основном состоит из потерь и принятия ограничений, налагаемых бедностью, слабостью и несостоятельностью. Старость, порой по вергая человека в крайнюю нищету, предоставляет ему возможность увидеть себя в свете истины, совлекая с него всяческую мишуру и все напускное. Вероятно, не случайно у евангелиста Луки начало Благове- ствованию полагают два персонажа преклонных лет: старец Симеон и старица Анна, которые распознают в Иисусе Мессию и возвещают об этом. Старец олицетворяет, демонстрирует и передает Знание. И, уми ротворенно принимая свою старость пред лицом Бога и человечества, он служит знамением надежды и эталоном ответственности. IV. СМЕРТЬ И ВЕРА «Современный мир умудряется ни во что не ставить даже то, что всецело презреть, пожалуй, крайне трудно, ибо оно облечено величи ем особого рода: смерть». Эти наблюдения Шарля Пеги8 (1907) стали предметом размышлений Теодора Ф. Адорно9в его «Minima moralia» («Минимумы этики»). Они же заставляют призадуматься и нас, уже почти столетие спустя обнаруживающих, что в западном обществе смерть попирается и вместе с тем беззастенчиво выставляется напо каз. Ее табуируют за безобразность - иначе говоря, живые гонят ее с глаз долой, а заодно прочь из мира общественных отношений - и в то же время превращают в зрелище и беспардонно демонстрируют с легкой руки СМИ, наподобие ритуала коллективного изгнания злых духов. Общество, пропитанное нарциссизмом, пытается устранить все, на поминающее о наличии некой черты, и в первую очередь смерти как событии, которому дано сокрушить все маниакальные идеи о всемогу ществе человека. Но под действием такого наркоза мы забываем, что тем самым лишаемся того, что лучше всего помогает нам понять себя. * Пеги Шарль (1873-1914) - французский поэт, драматург, публицист и эссеист (Прим. ред.). Адорно, Теодор Людвиг Визенгрунд (1903-1969) - немецкий философ, социолог, представитель Франкфуртской критической школы (Прим. ред.). 197
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz