Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Терпение, болезнь, старость, смерть и вера ственников и общества. В контексте такого рода старость становится мучительным переходом от положения человека, значимость которо го определялась важностью его работы и ролью в обществе, в явно негативное пространство некоей мертвой «пенсионной» зоны, пребы вание в подвешенном состоянии, в котором его теперь характеризует то, кем он больше не является, и то, чем он больше не занимается. Поскольку проблема старости на самом деле неоднозначна, ее рас смотрение требует дифференцированного подхода к старикам, с уче том особенностей состояния физического и психического здоровья отдельно взятого пожилого человека. Тем не менее, старость - это все еще настоящая жизнь, в полном смысле слова, особый этап экзистен циального пути, а не преддверие смерти. «Старость преподносится человеку как уникальная возможность жить не по долгу, а по благо дати» (К. Барт6). Старость как таковая является тем жизненным этапом, к которому дано прийти не всем: Сам Иисус не изведал старость. Таким образом, это прежде всего дар, который можно принять с благодарностью и плодотворно потратить. На склоне лет мы становимся более чуткими к другим и отношениям с ними, а также к проявлениям внимания и дружбы. Кроме того, у нас появляется блестящая возможность подвести жизненный итог. Если человек от души благодарен за прошлое и при ветствует грядущее, значит, на своем духовном пути он сделал очень важный шаг, необходимый для будущей встречи со смертью: достиг интеграции своей жизни и примирения со своим прошлым. Старость - пора воспоминаний (anamnesis) и рассказов: возникает потребность пересказать, поделиться историей своей жизни, чтобы, видя, как вни мательно ее воспринимает некий слушатель и почитатель, обозреть ее самому. Такой рассказ может передать опыт веры: псалом 70 «Мо литва на склоне лет» прекрасно это иллюстрирует. Старческий воз раст приносит с собой не только несомненное снижение физических и умственных способностей, ослабление сил и ограничение возможно стей, но и шанс самым непосредственным образом столкнуться с жиз ненными вопросами, уже безо всех тех уловок и иллюзий, которые мы черпали из многообразия своей деятельности, будучи моложе. Чего я стою? В чем смысл жизни? Зачем умирать? Каково значение страданий и потерь, переполняющих наше бытие? Вопросы, касающиеся религии и веры, тоже обретают небывалую осознанность и глубину. «Будучи моложе, человек еще мог воображать, что он сам идет навстречу свое му Господу. Преклонный возраст должен стать для него шансом про зреть: на самом деле, Господь идет навстречу ему, чтобы принять в Свои руки его судьбу» (К. Барт). Гмрт Карл (1886- 1%8) - швейцарский кальвинистский теолог, один из основателей т. н. диалектической теологии. (Прим. Ред.) 195
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz