Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Терпение, болезнь, старость, смерть и вера следствия болезни множественны, никогда заранее не предрешены и всегда непредсказуемы, поскольку чрезвычайно многообразны: мож­ но опуститься или взбунтоваться, отгородиться и ожесточиться или стать проще, найти внутренний стержень и главное в жизни, можно совершенствоваться, очищаться... Самой болезнью человеку вменяет­ ся в обязанность «придать смысл» своему страданию. В болезни не заложен изначально никакой определенный смысл, даже наоборот: нередко недуг упраздняет тот смысл и ту цель, которые человек видел в своей жизни. То же самое касается и христианина: он фактически точно так же «не ведает, каким путем приходит боль, но знает путь, которым - вместе с Богом - можно через нее пройти. Мрак - это не отсутствие Бога, а Его потаенное прибежище, в котором мы, следуя за Ним, ищем Его и обретаем вновь» (Эрика Шухардт2). Похоже, что в наши дни самая серьезная общечеловеческая и духов­ ная проблема, возникающая в связи с болезнью, заключается в попыт­ ках свести заболевания человека к проблеме чисто технической. Такой сугубо клинический подход к болезни фактически снимает проблему поиска ее смысла. По сути, библейское учение о болезни, некоторым образом связывающее ее с грехом (в древности это мнение было рас­ пространено на Ближнем Востоке, при этом имеется в виду общий элемент культурного наследия, а не богооткровенное знание), пыта­ лось разрешить проблему смысла болезни, внедряя ее в контекст, обе­ спечивающий ее «прочтение», понимание, принятие, олицетворение и определяющий ее место в рамках человеческих взаимоотношений. Но сегодня мы наблюдаем некое отстраненное восприятие фено­ мена болезни, сопровождающееся все более интенсивной практикой обезболивания, в результате чего человек стал жутким «потребителем анестетиков3» (Иван Иллич4). Такой «технический» взгляд на болезнь опасен тем, что можно со­ всем забыть, что больной человек страдает всецело, а не отдельная часть его тела или орган, как можно было бы счесть, исходя из дан­ ного расчленяющего подхода, который обесчеловечивает и отрывает болезнь от ее контекста, отсекая ее жизненные корни. Больной - и об этом должны помнить также лица обеспечивающие уход и дежурство у постели больного - это прежде всего личность. Перед лицом болезни христианин осознает, что ему предстоит стол­ кнуться с множеством неизвестных, с которыми встречается каждый больной человек, пройти разные фазы, сопутствующие первым сим­ птомам и развитию болезни (невольно вспоминаются выделенные доктором Э. Кюблер-Росс5этапы: шок, отрицание, раздражение, торг, Шухардт, Эрика - специалист-психолог, профессор, широко известны ее труды в области социальной работы с детьми- инвалидами (Прим. ред.). Анестетики - лекарственные средства, обладающие способностью вызывать анестезию (обезболивание) (Прим. ред.). Иллич Иван (1926-2002) - австрийский философ и социальный критик (Прим. ред.). Кюблер-Росс, Элизабет (1926-2004) - американский психолог, создательница концепции психологической помощи умираю­ щим больным. (Прим. ред.). 193

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz