Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Игумен Митрофан (Баданин) ции во Вселенной: «проклята земля за тебя» (Быт. 3, 18). Эта вселен ская катастрофа наступила сразу после совершения людьми первого в истории человечества греха. Человек от своего сотворения был наделен от Господа особой вла стью над миром и величайшей ответственностью перед всем творени ем, ибо « благословил их Бог, и сказал им Бог: плодитесь и размножай тесь, и наполняйте землю, и обладайте ею, и владычествуйте...» (Быт. 1, 28). Но, увы, «земля», материя, как основа творения, как суть «всякой твари», повредилась грехом человека, в ней появился изъян, болезни, мучения. С тех пор «вся тварь совокупно стенает и мучится доныне; и не только она, но и мы сами,... в себе стенаем, ожидая... искупления тела нашего» (Рим. 8, 22; 23). Однако, возможность упомянутого апостолом «искупления тела на шего » касается только лишь христиан и есть как раз путь исцеления, врачевания тех последствий греха, которые живут в материи нашего тела, в той самой «проклятой земле». Путь этого исцеления открыл нам Христос, Спаситель мира. «Он взял на Себя наши немощи и понес наши болезни», и в Своем человече ском Теле Господь наш, «мужскорбей, изведавший болезни», воспринял то самое «проклятие», повреждение «земли», ибо «наказаниемира на шего [было] на Нем» (Ис. 53, 4; 5). То есть, всю тяготу, что наследует человек в своем теле вследствие грехопадения, исказив «образ и по добие Божие», Христос Спаситель берет на Себя, принимая «образ и подобие человека». О том и слова апостола: «приняв образ раба, сде лавшись подобным человекам и по виду став как человек » (Флп. 2, 8). Это был акт величайшего смирения Бога перед немощами падшей твари, перед homo noxiosus (человеком грешным), Господь «смирил Себя, быв послушным даже до смерти, и смерти крестной» (Флп. 2, 9). Этот путь страданий Христа принес благодатнейший плод: «ранами Его мы ис целились» (Ис. 53, 5). Учение о спасении человека добровольными страданиями вопло тившегося Христа отражают самую суть, сердцевину величественных событий произошедших во Вселенной две тысячи лет назад, когда Господь «отдал Сына Своего Единородного, чтобы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную» (Ин. 3,16). Наша любовь и благо дарность к Спасителю зиждется на понимании всецелой доброволь ности Его страданий, понесенных «нас ради человек и нашего ради спа сения». О том и слова, обращения Христа к иудеям в Иерусалимском храме: «Потому любит Меня Отец, что Я отдаю жизнь Мою, чтобы опять принять ее. Никто не отнимает ее у Меня, но Я Сам отдаю ее. Имею власть отдать ее и власть имею опять принять ее. От этих слов опять произошла между Иудеями распря» (Ин. 10, 18). И в наше время мир, который не принимает Христа, естественно, не принимает и этого пути страданий, предложенного Христом, добро- 16
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz