Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Шеко Е. Д. ваться зрелости мастерства, ему полагалось быть универсальным в технике и владеть множеством различных стилей для того, чтобы со временем создать собственный стиль. Выработав свой стиль, он должен был уметь сказать многое посредством немногого. Однако, овладев мастерством, художник должен сохранять природ­ ную непосредственность. Втворчестве высшей целью считалась безы- скусность, однако правила надлежало знать и твердо помнить. В системе китайских эстетических оценок понятие «древнее» прак­ тически тождественно понятиям «совершенное», «прекрасное», «ис­ тинное». Стиль каждого китайского художника всегда вырабатывался в процессе копирования стилей прошлого. Китайские художники не копировали идеальную красоту саму по себе, или норму пропорций, но постигали внутреннюю реальность, которая и служила оправдани­ ем изображаемых предметов. «Художник не должен быть ни классицистом, ни романтиком, он должен быть и тем и другим. Его картины не должны быть ни нату­ ралистическими, ни идеалистичными, они должны сочетать эти каче­ ства. Его стиль не должен быть ни традиционным, ни оригинальным, он должен соединять в себе и общее и индивидуальное». Задача художника состоит в том, чтобы раскрыть идею - единую и вечную - в преходящих формах бытия. В определенной мере этим обуславливалась и традиционность живописи, поскольку использова­ ние готовых формул считалось наиболее эффективным приемом для выражения вечной истины. Очевидно, что все перечисленные принципы в полной мере можно отнести и к иконописи, чьей задачей и является отображение Вечной Истины. Именно в иконе посредством явленных земных форм изо­ бражается сокрытая в них духовная сущность. Поэтому для иконопис­ ца очень важно «знать правила» этого искусства и стремиться создать свой стиль на основе превосходных творений мастеров древности, копируя не только их произведения, но также и их образ жизни. Собственно, стилистика для современной иконы не может иметь строгой регламентации, она должна подчиняться задачам иконопи­ си - «возвышать дух молящегося христианина», что предполагает отсутствие всего случайного, чрезмерно эффектного, вызывающе­ го эстетический восторг и притупляющего религиозное чувство. Главное в иконописном образе - серьезность, величие, возвышен­ ность. Разумеется, пробуждение этих чувств возможно достигнуть за счет применения совершенно различных стилистических средств. Это оставляет за художником профессиональную свободу художе­ ственного выражения, но предполагает и личную ответственность за соответствие внешних форм иконописи ее внутреннему смыслу и высоким целям. 176

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz