Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Шеко Е. Д. ваться зрелости мастерства, ему полагалось быть универсальным в технике и владеть множеством различных стилей для того, чтобы со временем создать собственный стиль. Выработав свой стиль, он должен был уметь сказать многое посредством немногого. Однако, овладев мастерством, художник должен сохранять природ ную непосредственность. Втворчестве высшей целью считалась безы- скусность, однако правила надлежало знать и твердо помнить. В системе китайских эстетических оценок понятие «древнее» прак тически тождественно понятиям «совершенное», «прекрасное», «ис тинное». Стиль каждого китайского художника всегда вырабатывался в процессе копирования стилей прошлого. Китайские художники не копировали идеальную красоту саму по себе, или норму пропорций, но постигали внутреннюю реальность, которая и служила оправдани ем изображаемых предметов. «Художник не должен быть ни классицистом, ни романтиком, он должен быть и тем и другим. Его картины не должны быть ни нату ралистическими, ни идеалистичными, они должны сочетать эти каче ства. Его стиль не должен быть ни традиционным, ни оригинальным, он должен соединять в себе и общее и индивидуальное». Задача художника состоит в том, чтобы раскрыть идею - единую и вечную - в преходящих формах бытия. В определенной мере этим обуславливалась и традиционность живописи, поскольку использова ние готовых формул считалось наиболее эффективным приемом для выражения вечной истины. Очевидно, что все перечисленные принципы в полной мере можно отнести и к иконописи, чьей задачей и является отображение Вечной Истины. Именно в иконе посредством явленных земных форм изо бражается сокрытая в них духовная сущность. Поэтому для иконопис ца очень важно «знать правила» этого искусства и стремиться создать свой стиль на основе превосходных творений мастеров древности, копируя не только их произведения, но также и их образ жизни. Собственно, стилистика для современной иконы не может иметь строгой регламентации, она должна подчиняться задачам иконопи си - «возвышать дух молящегося христианина», что предполагает отсутствие всего случайного, чрезмерно эффектного, вызывающе го эстетический восторг и притупляющего религиозное чувство. Главное в иконописном образе - серьезность, величие, возвышен ность. Разумеется, пробуждение этих чувств возможно достигнуть за счет применения совершенно различных стилистических средств. Это оставляет за художником профессиональную свободу художе ственного выражения, но предполагает и личную ответственность за соответствие внешних форм иконописи ее внутреннему смыслу и высоким целям. 176
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz