Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Современная икона - образ или «новодел»? содержание. Красота здесь - красота внутренняя, духовная, в соответ­ ствии со словами апостола Петра: «Потаенный сердца человек, в неист- лении кроткого и молчаливого духа, еже есть пред Богом многоценно » (1 Петр. 3, 4). Парадоксально, что основные принципы художественного творче­ ства в духовной сфере письменно зафиксированы не иконописцами, а художниками древнего Китая. ВКитае живопись - это искусство «уче­ ного человека», именно поэтому многие древние китайские художни­ ки записывали свои размышления о процессе и природе творчества (в отличие от древних иконописцев, к сожалению). Китайцы, для которых изображение обожествляемой ими природы тоже было своего рода «иконой», на протяжении веков сформулировали ряд основополагаю­ щих закономерностей, общих для всех видов подлинного искусства: «Художник должен искать не внешнего подобия, а проникновения в "творческую силу" мироздания. Он должен скрывать явленное и яв­ лять сокрытое, он должен вторить древним и избегать нарочитой ро­ скоши в своих работах». Это цитата из книги «Китайское искусство», новые переводы древ­ них китайских авторов4. Многие древние китайские художники были и поэтами, и философами, и музыкантами. Один из них, Ван Вэй, поэт и художник первой половины VIII века писал: «Духовную силу видеть нельзя и потому приходится полагаться на то, что (видимо и) не изменяется. Однако же и зрению положен пре­ дел, и глаза наши не могут видеть всего. Вот почему нужно стремиться к тому, чтобы посредством одной черты воспроизвести сущность». Ван Вэй обращается только к миру духовному, миру запредельному, высшему, к тому, который невозможно постичь в суете. И поэтому в стихах, написанных Ван Вэем, очень часто встречается образ запертой калитки его дома - художник отгорожен от людей, ибо он наедине с Вечностью. Согласно конфуцианским принципам, величие в живописи предпо­ лагает нравственную возвышенность в художнике. Художник должен быть скромным и сторониться славы, потому что «дух снисходит на того, кто воистину способен принимать». Художник должен быть це­ ломудрен, чужд всего пошлого, но он также должен много читать и путешествовать. Его уделом должна быть бедность, ибо «только тот обретет свободу, кто не озабочен более собственностью, властью или Удовольствиями ». «Только человек, совершенствующий свое сознание и волю, спосо­ бен выразить возвышенность нравственных устоев и чистоту духа». ВКитае готовить себя к занятиям живописью полагалось так, «как готовятся к встрече почетного гостя». Художнику следовало доби­ «Китайское искусство»: новые переводы древних китайских авторов с 4 в. до н.э. по 18 в. н.э. Сост. и пер. Малявина В.В. М., 2004. 175

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz