Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Современная икона - образ или «новодел»? Земский врач Войно-Ясе- нецкий В. Ф. «На фотогра фиях 1910-х годов перед нами очень серьезный, умный, уверенный в себе молодой человек...» Фото из «Следственного Дела»: измученный до крайнего предела человек, но, тем не менее, не слом ленный духом. передает обоженное состояние своего перво образа и носит его имя; поэтому освящающая благодать Духа Святого, присущая первообра зу, присутствует и в его изображении. Икона, так сказать, участвует в его святости, а через икону приобщаемся к этой святости и мы в нашем с ним молитвенном общении. Как в древности, так и сейчас иконописцы призваны творческим усилием решать задачу создания Образа, восходящего к Божественно му Первообразу. Особенно остро эта пробле ма стоит при создании икон новопрославлен ных святых XX века. Эти иконы создаются, как правило, на основе фотографий или сохранив шихся академических портретов. Иногда до революционные портреты духовенства столь хороши, что зачастую являют действительно одухотворенные образы - почти иконы. Гораз до сложнее писать икону новомученика, когда сохранились только его фотографии из «рас стрельных дел» - фас и профиль - обритое, измученное пытками лицо перед неминуемой казнью. И тут очень важен опыт иконописца, его понимание смысла иконы. В искаженных страданием чертах нужно уловить и передать на иконе тот Образ, что действительно вос ходит к Первообразу. Интересным примером могут служить иконы святителя и хирурга Луки (Войно-Ясенецкого). Его жизнь известна достаточно подробно бла годаря замечательной Автобиографии. Со хранились и многие его фотопортреты разных лет. На фотографиях 1910-х годов перед нами очень серьезный, умный, уверенный в себе мо лодой человек. Те же черты еще ярче и острее проявляются на его первых фотографиях в свя щенном сане. А затем следует страшное фото из следственного «Дела» - измученный до крайнего предела человек, но, тем не менее, не сломленный духом. Если бы эта фотография стала бы последней, то создать образ святите ля Луки было бы еще сложнее.... Но, к счастью, сохранились и фотографии 50-60-х годов - по следних лет жизни святого. Здесь даже бездуш- 171
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz