Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Шеко Е. Д. Три лика Спасителя XIV века: Икона из коллекции Синайского монастыряря св. вмц. Екатерины; Икона Спас Звенигородский преподобного Андрея (Рублева); Икона Пантократор из афонского монастыря Хиландар. не развивалось бы столь гармонично. Тот же дух и та же техника, об наруживающиеся как в самой империи, так и далеко за ее пределами, дают нам право говорить о некоем византийском целом, признавая в то же время существование различных национальных разновидно стей этого искусства. Отцы Седьмого Собора проводят четкую грань между портретом в его прямом понимании, то есть обычным образом человека, и ико ной - образом, указывающим на соединение этого человека с Богом. Икона отличается от портрета своим содержанием, и это содержа ние обуславливает язык иконы, особые, свойственные ей формы вы ражения, которые и выделяют ее из всякого другого рода изображе ний - как справедливо отмечал Л. А.Успенский в книге «Богословие иконы Православной Церкви»3. На святость икона указывает так, что святость эта не подразумевается и не дополняется нашей мыслью или воображением, а очевидна для нашего телесного зрения. Будучи об разом преображенного человека, она указывает на ту реальность, ко торая открыта нам в Преображении Господнем на Фаворе в той мере, в какой ученики могли вместить это Откровение. Задача новозаветного образа, как ее понимают св. Отцы, состоит именно в том, чтобы при его посредстве наиболее верно объяснить, наиболее полно выразить, насколько это возможно средствами искус ства, истину Боговоплощения. Образ Человека Иисуса есть образ Бога. Поэтому Отцы Седьмого Собора и указывают, что икона — изображе ние человека обоготворенного - досточтима и свята именно тем, что ! Успенский Л. А. Богословие иконы Православной Церкви. Коломна. Ново-Голутвин м-рь. 1989. С. 129. 170
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz