Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Современная икона - образ или «новодел»? нописных мастерских оправдывали низкое качество своих произве­ дений условиями заказа. По их единодушному мнению, стилистика Дионисия и Рублева сейчас никому не интересна. «Заказчик требует XVIII-XIX век», - уверяли они. Очевидно, что это легчайший путь - выполняя требования заказчика, получать хорошую материальную компенсацию. Кроме того, наполнить духовным содержанием про­ стые формы древней иконописи гораздо сложнее, чем подделываться под псевдороскошное узорочье ярославского или палехского стиля. Здесь материальная ценность продукта гораздо более наглядна. Китч коварен. Он обладает гибкой мимикрией, принимая подчас личину достаточной респектабельности, чтобы ввести в заблужде­ ние наивную душу. Поэтому одного интереса к высокой культуре не­ достаточно — надо действительно принадлежать к ней, чтобы не ис­ черпалась сила сопротивляться подделкам, окружающим нас сегодня повсюду. Известный богослов XX века священник Сергий Булгаков в своем труде «Православие» подчеркивает: «Каждой из исторических ветвей вселенского христианства дан свой особый дар, преимущественно ее выделяющий: католичеству - организаторский дар власти, протестан­ тизму - этический дар честности житейской и интеллектуальной, пра­ вославным же народам, - и прежде всего Византии и России - дано видение умной красоты духовного мира в иконе». Икона возникла в Византии и окончательно сформировалась к V веку. Она прошла здесь тысячелетний путь развития, достигла высо­ чайших духовных вершин. Византийская империя пала в 1453 году. Но вместе с балканскими и славянскими народами икона прошла даль­ нейший путь во времени и пространстве, сохранив свои основные традиции до наших дней. Икона тесно связана с эволюцией христианской мысли. Христоло- гия (учение о Христе), иконоборчество, пневматология (учение о Свя­ том Духе) - все это отразилось в иконе, которая строится в соответ­ ствии с «канонами» и правилами, устанавливаемыми Православной Церковью. Искусство иконы, рожденное из богословия, обогащалось из века в век - и в катакомбные времена, и в эпоху Вселенских Соборов и итогов периода иконоборчества, - вовлекая в свою орбиту многих известных Отцов Церкви, таких, как святитель Василий Великий, преподобные Иоанн Дамаскин и Феодор Студит и другие. Возникнув в Византий­ ской культуре, просуществовавшей больше тысячелетия (330-1453), икона стала результатом синтеза эллинской, римской и восточной культур. Римское искусство тоже выиграло от этого византийского влияния, и хотя культура славянских стран не сводится к византий­ ской, тем не менее, их искусство без этого определяющего влияния 169

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz