Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Шеко Е. Д. которые являются, собственно говоря, прерогативой подлинной куль­ туры - таких как иконопись. Прибыль, легко приносимая китчем, - это источник искушения для художника. Мало кому удается устоять, и многие художники-иконописцы, если даже и не подчиняются пол­ ностью китчу, все же нередко учитывают в своих произведениях его требования. «Китч приспособлен к среднечеловеческой мерке: он низводит высокое искусство до уровня, на котором оно становится для всех приемлемым»1. Это низведение самых высоких образцов к элементам общедоступного показательно для всех проявлений китча. Как это прямо формулируется в тексте Интернет-рекламы одной из иконо­ писных мастерских: «Основной целью мастерской является просветительская деятель­ ность, которая состоит в том, чтобы максимально приблизить к со­ временным христианам глубокий духовный мир древней иконы». В современном обществе уже не принято быть атеистом, необходи­ мо во что-нибудь верить. Поэтому иконы часто встречаются в виде брелков в машине, их кладут в кошелек - конечно, не для молитвы, - а так, как «оберег». Китч как бы отвечает стремлению не отставать от моды и в то же время не отрекаться полностью от консервативных устоев. Он обладает приемлемостью для «возможно большего числа людей». Цель китча: удовлетворять стандартное счастье индивида по­ требительского общества, способствовать иллюзии полноты и раз­ нообразия его существования, необходимого все-таки для «качества жизни»2. Условием существования китча является наличие зрелой культурной традиции, чьи открытия и достижения китч использует в своих целях. Он, так сказать, паразитирует на сокровищнице куль­ туры, черпая оттуда и приемы, и темы, выстраивая их в нужную ему систему и безжалостно отбрасывая все, что ему кажется лишним... В нашем случае лишним оказывается духовное содержание образа. Главное в современной иконе - общее впечатление нарядной роско­ ши, которое должно снимать все возражения критиков. Стремление создать иллюзию богатства распространяется и на дешевую полигра­ фическую продукцию: имитации золотых окладов и резных киотов затмевают своим «блеском» маленькие, небрежно сделанные лики святых. В современном мире ответственность художника за те про­ изведения, которые он выполняет за плату (как это неизбежно про­ исходит сейчас) перенесена в область материального качества, что в случае иконописания неизбежно приводит к деградации содержания. На конференции по проблемам современной иконописи, прохо­ дившей в Академии Художеств весной 2010 года, представители ико­ 1 Ab. Moles. Kitsch. L'art du Bonheur. Paris, 1971. Цит. по: Кукаркин А. В. «По ту сторону расцвета». М., 1974. С. 383. 2 Кукаркин А. В. «По ту сторону расцвета». М., 1974, с. 387 168

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz