Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Современная икона - образ или «новодел»? всех сторон на улицах, в газетах, журналах, на экране. Современная реклама основана на серьезных исследованиях психологии потреби­ теля, который, в свою очередь, привыкает к определенным видам и формам подачи информации и реагирует уже только на них. Влияние рекламы, как специфического феномена современной культуры, ска­ зывается и в сфере религиозной жизни. Икона в настоящее время - это тоже «продукт массового потребления», рассчитанный на самого неискушенного покупателя. В Интернете легко можно найти множе­ ство сайтов, рекламирующих продукцию успешных иконописных ма­ стерских по всем правилам современного маркетинга: купить-заказать икону или иконостас можно «прямо сейчас». Тексты, используемые для привлечения внимания потенциальных покупателей, содержат ти­ пичную лексику, используемую в сфере продаж: «Данная технология уникальна и осуществляется только в нашей мастерской. При заказе второй иконы - скидка. Только в нашей мастерской Образ может быть декорирован полу­ драгоценными камнями. Полудрагоценные камни придают иконе до­ полнительное сияние». Очевидно, что уже не содержание и глубина образа, а материальная ценность «продукта иконописи», его продаваемость, «товарный вид» становится главным двигателем развития этого искусства. Разумеется, любая система ценностей относительна. Причем в ис­ кусстве иконописи так же, как и в других областях жизни. Однако в сфере культуры на протяжении веков сформировалось некое согласие относительно того, что является хорошим, а что плохим искусством... Кто-то может предпочитать Рафаэля Андрею Рублеву, но никто, тем не менее, не отрицает, что Рублев был одним из лучших мастеров своей эпохи. Существует достаточно четкая и устойчивая граница между си­ стемой ценностей, применяемой в искусстве, и системой ценностей, применяемой в других сферах жизни. С проблемой коммерциализации искусства, превращения его в «массовый продукт потребления» на Западе общество столкнулось уже в начале XX века. В России в настоящее время этот вопрос как-то замалчивается. Со­ временная молодежь воспринимает все происходящее в сфере куль­ туры как данность. «Псевдоискусство», или китч, для восприятия ко­ торого не нужно ни образования, ни определенного уровня культуры, ни малейшего умственного усилия, уже прочно закрепилось во всех областях искусства в том числе и в иконописи. Китч - это предприятие, в которое вкладываются огромные капита­ лы и которое должно давать соответствующие дивиденды. Китч цеп­ ко удерживает свой рынок. Ловушки поставлены даже в тех сферах, 167

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz