Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Современная икона - образ или «новодел»? всех сторон на улицах, в газетах, журналах, на экране. Современная реклама основана на серьезных исследованиях психологии потреби теля, который, в свою очередь, привыкает к определенным видам и формам подачи информации и реагирует уже только на них. Влияние рекламы, как специфического феномена современной культуры, ска зывается и в сфере религиозной жизни. Икона в настоящее время - это тоже «продукт массового потребления», рассчитанный на самого неискушенного покупателя. В Интернете легко можно найти множе ство сайтов, рекламирующих продукцию успешных иконописных ма стерских по всем правилам современного маркетинга: купить-заказать икону или иконостас можно «прямо сейчас». Тексты, используемые для привлечения внимания потенциальных покупателей, содержат ти пичную лексику, используемую в сфере продаж: «Данная технология уникальна и осуществляется только в нашей мастерской. При заказе второй иконы - скидка. Только в нашей мастерской Образ может быть декорирован полу драгоценными камнями. Полудрагоценные камни придают иконе до полнительное сияние». Очевидно, что уже не содержание и глубина образа, а материальная ценность «продукта иконописи», его продаваемость, «товарный вид» становится главным двигателем развития этого искусства. Разумеется, любая система ценностей относительна. Причем в ис кусстве иконописи так же, как и в других областях жизни. Однако в сфере культуры на протяжении веков сформировалось некое согласие относительно того, что является хорошим, а что плохим искусством... Кто-то может предпочитать Рафаэля Андрею Рублеву, но никто, тем не менее, не отрицает, что Рублев был одним из лучших мастеров своей эпохи. Существует достаточно четкая и устойчивая граница между си стемой ценностей, применяемой в искусстве, и системой ценностей, применяемой в других сферах жизни. С проблемой коммерциализации искусства, превращения его в «массовый продукт потребления» на Западе общество столкнулось уже в начале XX века. В России в настоящее время этот вопрос как-то замалчивается. Со временная молодежь воспринимает все происходящее в сфере куль туры как данность. «Псевдоискусство», или китч, для восприятия ко торого не нужно ни образования, ни определенного уровня культуры, ни малейшего умственного усилия, уже прочно закрепилось во всех областях искусства в том числе и в иконописи. Китч - это предприятие, в которое вкладываются огромные капита лы и которое должно давать соответствующие дивиденды. Китч цеп ко удерживает свой рынок. Ловушки поставлены даже в тех сферах, 167
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz