Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Анциферова Е. Н. «Благодарите Бога, что вы на добром пути. Болезнь ваша - вели­ кий дар Божий. Денно и нощно за сие и за все хвалите и благодарите Бога - спасена будет душа ваша» (старец Арсений Афонский). Трудно далекому от Бога человеку воспринять свою болезнь как дар. Скорее появление тяжелой болезни вызывает протест и недоумение: «За что мне это? И почему именно мне?» Болезнь, да еще онкологическая - скорбь великая и непомерная. И никак не смириться, и не принять, и не хочется думать, а тем более ждать смерти. Страшно человеку, далекому от Бога, знать, что эта бо­ лезнь - прямая дорога к завершению земной жизни. Бойся не бойся, гони от себя эти мысли, но конец неизбежен, и приходится о нем ду­ мать. Одна женщина рассказывала, что, получив тяжелую травму и ясно представляя, что придется долго лежать в немощи и испытывать все неудобства этого состояния, молилась молитвой Спасителя в Гефси- манском саду: «"Отче, если можно, пронеси чашу сию мимо меня, впро­ чем не как я хочу, но как Ты". Если мне придется испить ее, то не буду роптать, буду терпеть». И терпела эту болезнь, во спасение души по­ сланную. Но такое осознание болезни возможно только верующему человеку. Неверующий же, по словам святителя Николая Сербского, принимает такое «наказание, как трехжильным бичом: неведением, беспокойством и отчаянием». Часто заболевший начинает испытывать агрессию к окружающим, и с этим мы, бывает, встречаемся. Но, как правило, онкологическое за­ болевание протекает довольно длительно и, пройдя стадии протеста и агрессии, человек смиряется и начинает задумываться не только о том, за что послана болезнь, но и, самое главное, для чего. Он задумы­ вается, как прожил земную жизнь, сколько жить еще осталось и о том: «Что же будет дальше, за чертой вечности?» У таких больных душа готова воспринять слово о Боге, задуматься о жизни Вечной. В этот момент важно, чтобы рядом оказался человек, способный донести эти знания, что, порой, не просто. Ведь речь идет о спасении души. Души спасает Господь, мы же все избраны быть орудием в руках Божиих. Иной раз я так и говорю больным: «В этом бурном море, я всего лишь бревно, которое вам дал Господь. Хватайтесь! Ухватитесь, помо­ гу плыть». Сравнение грубое, но понятное. Мы, работающие с уми­ рающими, может быть, последняя надежда для их спасения, которую им дарует Господь. Это очень ответственно - быть соработником Го­ споду. Это великое доверие, которое страшно не оправдать. Очень не просто помочь человеку прийти к Богу, если вся жизнь прожита без Него. Но милостивый Господь «близ есть, при дверех» каждого сердца^ Нам дано только помочь приоткрыть эту дверь, остальное довершит Господь. 164

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz