Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Анциферова Е. Н. Как хорошо, если тяжко страдающему от болезни и мятущему ся душой удается получить эти ответы и закончить земной путь по- христиански с «напутаем в Жизнь Вечную». Господь милостив, и при емлет пришедшего к Нему «в девятый час, так же как и в первый». Знаем мы и обетование Божие: «11ршисдшего ко Мне не изгоню вон». Скорби и болезни и приводят человека к Богу. Беседуя с пациентами- БОМЖами (они к нам тоже попадают после ампутации конечностей, один даже оставшийся в живых после падения с 5-го этажа), говорю им: «Задумайся. Ты стоял на краю пропасти - упади в нее и вечных мучений от нераскаянных грехов жизни тебе не миновать. Но Господь удержал тебя от погибели. Ты потерял ноги, но душа твоя осталась при тебе: «...лучше тебе пойти в жизнь [вечную]хромому, нежели с двумя нога ми быть ввержену в геенну, в огонь неугасимый, где червь их не умирает и огонь не угасает» (Мк. 9,47). Тебе дан шанс для спасения души». Так начинается духовный «ликбез», и милостью Божией соверша ются разительные перемены, и слышишь: «Я стал совсем другим, и к старому не вернусь». И радуешься, еще один блудный сын пришел в объятия Отчие. Слава Тебе, Господи, Слава Тебе! Об этом пути постижения Бога через болезни и страдания ясно го ворят святые отцы: «Чем больше скорбь, тем ближе Бог», «Болезнь дается человеку для того, чтобы он опомнился и покаялся», «Не было бы скорбей, не было бы и спасения. От скорбей две пользы: первая - усердие к Богу и благодарение от всей души, вторая - из бавление от суетных попечений и забот. Конечно, Господь попускает скорби соразмерно нашим силам, кто какие может понести. Скорби нас смиряют, потому что мы самонадеянны, своими силами хотим справляться и преуспевать в духовной жизни, а в скорби научаемся смирению и понимаем, что наши усилия без Божией помощи не до стигнут цели», «Скорби учат нас молиться и чувствовать близость милости Божией. А потому - слава Богу за все» (архимандрит Иоанн (Крестьянкин)), «Все мы, пережившие страдания душевные и телесные, знаем, что ни когда не молились так, как во время болезни или горя. Но когда все хо рошо, забываем и о молитве, и о душе, и о Царстве Небесном. Именно ради нашей пользы Господь посылает испытания» (старец Епифаний Афонский). Считается, что на одре тяжелой болезни человек становится чуток и восприимчив к слову о Боге. Это подтверждает и опыт нашего Хоспи са. Таким страдальцам надо дать только толчок для этих размышле ний, найти для общения простые, понятные слова. Часто приходится начинать с азов, а иной раз требуется преодолевать такое противление Богу, что бывает очень трудно. С некоторыми, бывает, надо общаться долго и кропотливо, прежде чем появятся первые мысли об исповеди- 156
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz