Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Миловидова О. В. одного и того же класса. А для этого следовало бы всех учеников шко лы, курс которой рассчитан на N лет, разделить на N групп, занимаю щихся в разных помещениях, чтобы не мешать друг другу. 5. Искусство и наука едва ли где-нибудь преподавались не в отрыв ках, а энциклопедически (сегодня сказали бы — системно). Поэтому в глазах учащихся они представляли как бы кучу дров, из которой один подхватывал одно, другой — другое, и ничье образование не было все сторонним. 6. То, что соединено природой, брали не вместе, а раздельно. На пример, новичков учили только читать, а письмо откладывали на не сколько месяцев... Их заставляли только учиться и никогда — учить, хотя все это должно быть соединено вместе, как при беге способность поднимать и опускать ноги, при разговоре — слушать и отвечать. Классно-урочная система появилась в Рос сии довольно поздно, только в 18 веке. Глав ный реформатор русской жизни, царь Петр Алексеевич, первый император России, счел необходимым не только брить бороды, но и ЗАСТАВЛЯТЬ НЕДОРОСЛЕЙ учиться. Все мы помним знаменитое фонвизинское из «Не доросля»: «...не хочу учиться, хочу женить ся...». В России приверженцем системы Комен- ского был Константин Дмитриевич Ушинский (1824-1870), который был теоретиком и соз дателем народной школы. Его главный труд Константин Дмитриевич жизни ~ психолого-педагогический трактат Ушинский (1824-1870). «Человек как предмет воспитания». «Необхо димо, — писал он, — чтобы предмет непосред ственно отражался в душе дитяти и, так сказать, на глазах учителя и под его руководством ощущения дитяти превращались в понятия, из понятий составлялась мысль и мысль облекалась в слово». И вот сегодня, спустя четыре с половиной века, система образова ния, основанная на классно-урочной системе, зашла в тупик... Встают вопросы: учить и воспитывать кого: только ли детей и если детей, то с какого возраста? учить и воспитывать чему: всему подряд или выборочно, профиль но, опираясь на семейные или общественные традиции? учить и воспитывать для чего? Цель получения образования, осо бенно высшего, не однозначна: для одних (большинство) - очевидно карьерный, привычный социальный рост, для других (меньшинство) - потребность в знаниях как средстве познания мира. 152
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz