Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Д обр о и зло — два полюса русской школы ческие открытия было возможно сделать только тем, кто оказался на самом краю Европы... При этом большинство из первооткрывателей, изобретателей и Нобелевских лауреатов совсем не были хорошими учениками в своих школах, если не наоборот... Но их вдохновение, вера и любовь сделала их интеллектуальную энергию продуктивной настолько, что весь цивилизованный мир пользуется плодами их тру­ да. При этом школьники, сидящие за партой, вынуждены в букваль­ ном смысле вымучивать историю этих открытий, не радуясь за былые свершения... Дождется ли современный мир своих гениев? Для того чтобы попытаться разобраться в проблемах современной школы с позиций христианской, а в нашем случае, православной этики, нам придется совершить небольшой экскурс в историю педагогики. С XVII века, а точнее с 1638 года, после по­ явления Великой Дидактики Яна Амоса Ко- менского (1592-1670), весь западный хри­ стианский мир установил новый учебный порядок - дети были отданы в школы, в ко­ торых обучение осуществлялось по классно­ урочному принципу. Впервые после античных школ для малых групп и средневековых ин­ дивидуальных занятий с Мастером, большая группа детей оказалась «запертой» в комнате, куда через равные промежутки времени при­ ходили разные взрослые люди с целью пове­ ствовательного изложения содержания пред­ мета. Сам предмет мог отсутствовать. Важно было внимательно выслушать, запомнить, по­ вторить, пересказать, сдать экзамен и получить ЗНАНИЕ! Сама идея Коменского была новаторством, как бы сегодня сказали, инновацией в системе образования. Экономически не просчитанная, она стала очень эффективной особенно для господствующего клас­ са. Управлять группой детей или взрослых, а точнее, их сознанием, в строго отведенных для этого времени и месте было удобно. Вот, что заставило Каменского, как мыслящего и деятельного уче­ ного, приступить к теоретическому обоснованию необходимости классно-урочной системы: 1. Занятия в школах начинались не раз в год, а тогда, когда ученик приходил в школу. Это вынуждало учителя с каждым заниматься ин­ дивидуально, не было возможности давать всем одно и то же задание. 2. Не устанавливалось никаких границ, до которых учащегося необ­ ходимо было довести в течение каждого года, месяца, дня. 3. Не были указаны пути, ведущие к намеченной цели. 4. Отсутствовал способ одновременного обучения всех учеников Ян Амос Коменский (1592-1670). 151

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz