Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

М иловидова О. В. Современная школа стала ареной борьбы добра и зла. Это два по­ люса, от которых проходят две линии, пересекающиеся только в точке конфликта: линия государственной, волевой вертикали и линия жизни людей, которая становится все более размытой, потому что не понятно, куда она ведет... И между этими линиями находится ребенок. И остает­ ся он там на долгие 10(!) лет. Каким он выйдет из стен школы? Будет он здоров? И здоров как: физически, психически или нравственно? Одним из важнейших инстинктов человека (по В. Гарбузову) явля­ ется инстинкт самосохранения. Неужели ребенку он не ведом? Конеч­ но, ведом, ведь уйти добровольно из жизни можно хорошо осознавая, что делаешь. На четырех стадиях греха (прилог, сочетание, сосложе- ние, пленение) человек полностью осознает свое поведение. И только, дойдя до пятой стадии, т.е. впадая в страсть, сознание человека по­ кидает. Так почему в столь долгом греховном падении никто ребенка не слышит? Однозначного ответа мы, к сожалению, не узнаем. Но думаю, что все дело в том, что с самых первых вопросов ребенка о мире, ког­ да детки от 2 до 5 начинают всем интересоваться, им очень часто не отвечают... Не рассказывают, как научиться самому искать ответы на многие вопросы. Ведь вопросы могут быть разные: о смерти, о любви, о боли, о наказании... Почему взрослые люди молчат, когда дети их спрашивают? Многие от собственного незнания, а многие думают, что на все вопросы ответит школа. Конечно, школа как учреждение, об­ разовательный институт успеет очень многому научить, или выучить, а вот способна ли современная школа помочь человеку научиться? У государственной вертикали школы нет просто времени на раз­ бор внутренних душевных проблем детей. Ведь детей в школе от 200 до 2000! Попробуй, разбери проблемы каждого. Да и кто будет это делать? По идее - это дело семьи, но современная семья - это еще больший клубок проблем. Вот почему нам необходимо, если мы осознали тупиковую ситуацию современного педагогического развития, найти пути к преодолению косности сознания чиновников, управляющих школой (государствен­ ная вертикаль) и воззвать к лучшему, что еще есть в людях, чтобы вме­ сте подумать и взмолиться о спасении наших душ. Как же нам решить эти проблемы? Напомню, что развитие мира основано во многом на стремлении человека к познанию нового. Бла­ годаря именно этой потребности человек оказался в космосе, освоил почти все уголки планеты Земля, разобрался в мельчайших деталях строения клетки и проч. Но все эти наработки цивилизации не но­ сили и не носят массового характера. Свою таблицу Д.И. Менделеев увидел во сне, для открытия своих законов Ньютону посчастливилось оказаться под деревом со спелыми плодами яблок, великие географи­ 150

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz