Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Жиров В. К. По одному из современных определений, «страдание — это сово­ купность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений живого существа, при котором оно испытывает физический и эмоцио­ нальный дискомфорт, боль, стресс, муки». При этом страдание явля­ ется центральным понятием в православной сотериологии и одним из факторов душеспасения. По словам Св. апостола Павла, «многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие» (Деян. 14,22). Опре­ деленные возможности для трансляции святоотеческих суждений на естественно-научный язык представляет знаменитый труд преподоб­ ного Иоанна Дамаскина «Точное изложение православной веры». Страдание твари в понимании прп. Иоанна Дамаскина и его совре­ менная интерпретация Говоря о страдании, преподобный Иоанн в чрезвычайно емкой фор­ ме дает исчерпывающее представление об этом состоянии как для че­ ловека, обладающего волей и способностью к выбору своих действий, так и для неразумных тварей, этими способностями не располагаю­ щими. Применительно к страданиям бессловесных тварей особый ин­ терес представляют следующие мысли подвижника: (1) «...страдание живого существа есть такое состояние, за которым следует удоволь­ ствие и неудовольствие»; (2) «общее определение страдания таково: страдание есть движение в одном предмете, производимое другим предметом. В противоположность этому действие есть деятельное движение. Деятельным называют то, что движется собственными си­ лами»; и (3) «именно действие есть движение, согласное с природою, страдание же - действие, противное природе. В этом смысле действие называется страданием, когда предмет движется несообразно с при­ родой, - безразлично, исходит ли движение от самого него или от другого предмета»10. (1). Очевидно, что такое понимание страдания расходится с совре­ менным. Преподобный Иоанн описывает его как состояние, которое сменяется либо «удовольствием», либо «неудовольствием». Второе, скорее всего, и соответствует собственно страданию в современном понимании - «совокупности крайне неприятных, тягостных или му­ чительных ощущений живого существа». Проецируя это суждение преподобного на представления современной физиологии животных и человека, можно думать, что ближайшим к нему является понятие стресса Ганса Селье11: «Стресс есть неспецифический ответ организ­ ма на любое предъявление ему требования. Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызыва­ ют также и неспецифическую потребность осуществить при способи ­ 10 11рп. Иоанн Дамаскин. Точное изложение православной веры, кн. 2, гл. 22. 1 Ганс Селье (1907-1982) - канадский патолог, эндокринолог, разрабатывал теорию стресса как общего адаптационного синдрома организма. (Прим. ред.) 138

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz