Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Покорение суете: процессы распада и страдание твари тварей от потребительского равнодушия к преувеличенной состра дательности. При этом сочувствие к человеческим страданиям явно притупилось в силу растущей юридичности западной культуры и вы текающего из нее убеждения, что каждый в итоге получает по заслугам, о чем красноречиво свидетельствует недавно высказанная идея «пре зумпции виновности» человека перед «...великим разнообразием»8. Таким образом, по мере угасания веры в значительной части евро пейского общества, его отношение к одной из важнейших в христи анском вероучении проблеме страдания претерпело существенную эволюцию. Выпадение из круга Литургического единства, начало которому было положено католицизмом, достигло расцвета в проте стантизме и завершилось атеизмом, при общем росте безразличия к чужим страданиям - сначала животных, а потом и человека. Достиг нув апогея и продемонстрировав таким образом свои злокачествен ные плоды, безбожие неожиданно уступило позиции многобожию, которое было охотно воспринято наиболее образованной частью общества в форме биоцентризма - по психологическому контрасту, влиянию идей гуманизма, но прежде всего - отсутствию здорового религиозного чувства, активно искоренявшегося на протяжении не скольких столетий. Ответ на первый - традиционный для России - вопрос «кто вино ват?» не требует длительных раздумий, если искать его в духовной, а не материальной сфере, и очевиден для каждого православного хри стианина. Практически более важным сейчас представляется следую щий традиционный вопрос: «что делать?». Очевидно, что коллектив ное сознание современного западного общества, а вслед за ним - и российской интеллигенции, к настоящему времени слишком далеко зашло в своем рационализме, чтобы непосредственно воспринимать чисто духовные аргументы. В полном соответствии с мрачными про гнозами Д. Оруэлла9, даже в современном обиходном русском, не го воря о европейских языках, с трудом находят себе место и кажутся архаическими понятия благодати, жертвы и любви в ее христианском смысле. В связи с этим единственно возможным путем доведения главных принципов христианского веро- и нравоучения до совре менного общества, особенно его образованной части, представляется сейчас максимальное использование в миссионерской деятельности языка естественных наук. Несмотря на существенные семантические ограничения, многие духовные истины могут быть донесены с его по мощью до современной интеллигенции. В этом смысле чрезвычайно емкая тема страдания, различные аспекты которой охватывают как материальную, так и духовную сферы, особенно интересна. Гусев М. В. К обсуждению вопроса об антропоцентризме и биоцентризме. Вестник МГУ, серия 16 (Биология), 1991 № 1,с.1-6,. Джордж Оруэлл (1903-1950) - английский писатель и публицист, фантаст-футуролог, прогнозировавший политическое и социальное устройство мира будущего. (Прим. ред.) 137
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz