Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Жиров В, К. ков) в своей работе «У Троицы окрыленные»4. И отвечает са­ мому себе словами одного из старцев: «Именно потому и стра­ даем, мой друг, что благ Господь». Это утверждение выглядит особенно парадоксальным сейчас, с точки зрения большей - атеи­ стической - части общества. Впрочем, эту истину трудно понять и современным язычникам, ведь она открывается только через хри­ стианское осознание смысла первородного греха и масштабов ка­ тастрофы грехопадения. М1ровосприятие современного образо­ ванного язычества, очередное формирование которого в Европе началось более четырех столетий назад, строится на примате науки - порождении рационального человеческого ума - над Божественным Промыслом и религиозным озарением. Однако ни языческий, ни - тем более - атеистический рационализм не способны подняться над антиномией5 добра и зла человеческих страданий. Но если присущая западной культуре юридичность еще способна в какой-то мере примириться с ней, используя в качестве оправдательного мотива первородный грех, признание неизбежности страданий бессловесных тварей в нашем падшем мире является для данного восприятия воистину недостижимой высотой. Последние десятилетия эти особенности коллективного сознания стремительно глобализирующегося мирового сообщества представ­ ляются особенно важными для понимания духовных истоков биоцен­ тризма - одного из наиболее ярких проявлений неоязычества. Био­ центризм - система взглядов, ставящая во главу угла экологических проблем потребности биологического разнообразия6, - первоначаль­ но складывался как идеологическая форма протеста против хищни­ ческого отношения к природе погрязшего в своем эгоизме, забывше­ го Бога человека. Ее скрытая антихристианская сущность отчетливо проявилась в философии «глубинной экологии» А. Нэша7, утверждаю­ щей необходимость духовного соединения человека со всеми форма­ ми жизни. В общественном сознании разграничение страданий человека и прочих тварей происходило по мере развития атеистического м1ровосприятия с начала Нового времени. Эта тенденция достигла вершины своего развития в откровенно богоборческих режимах XX века, где природа целиком отдавалась на откуп экономическим инте­ ресам или политическим амбициям общества, хотя жизнь большин­ ства его членов при этом также ценилась не слишком высоко. В результате последующей либерализации общества в его сознании наметилась смена отношения к «скорбям и мучениям» бессловесных 1 Тихон (Агриков), архимандрит. У Троицы окрыленные. Ч. I. Духовные наставления. 1950-1955 гг. Антиномия (от анти... и греч. nomos - закон; буквально - противоречие взаконе), - противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. (Прим. ред.) 6 Олескин А. Б. Биополитика. М., МГУ, 2001.423 с. Naess A. A Defence of the Deep Ecology Movement//Environmental Ethics, 1984. N®6, p. 17-26. 136

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz