Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
Жиров В, К. ков) в своей работе «У Троицы окрыленные»4. И отвечает са мому себе словами одного из старцев: «Именно потому и стра даем, мой друг, что благ Господь». Это утверждение выглядит особенно парадоксальным сейчас, с точки зрения большей - атеи стической - части общества. Впрочем, эту истину трудно понять и современным язычникам, ведь она открывается только через хри стианское осознание смысла первородного греха и масштабов ка тастрофы грехопадения. М1ровосприятие современного образо ванного язычества, очередное формирование которого в Европе началось более четырех столетий назад, строится на примате науки - порождении рационального человеческого ума - над Божественным Промыслом и религиозным озарением. Однако ни языческий, ни - тем более - атеистический рационализм не способны подняться над антиномией5 добра и зла человеческих страданий. Но если присущая западной культуре юридичность еще способна в какой-то мере примириться с ней, используя в качестве оправдательного мотива первородный грех, признание неизбежности страданий бессловесных тварей в нашем падшем мире является для данного восприятия воистину недостижимой высотой. Последние десятилетия эти особенности коллективного сознания стремительно глобализирующегося мирового сообщества представ ляются особенно важными для понимания духовных истоков биоцен тризма - одного из наиболее ярких проявлений неоязычества. Био центризм - система взглядов, ставящая во главу угла экологических проблем потребности биологического разнообразия6, - первоначаль но складывался как идеологическая форма протеста против хищни ческого отношения к природе погрязшего в своем эгоизме, забывше го Бога человека. Ее скрытая антихристианская сущность отчетливо проявилась в философии «глубинной экологии» А. Нэша7, утверждаю щей необходимость духовного соединения человека со всеми форма ми жизни. В общественном сознании разграничение страданий человека и прочих тварей происходило по мере развития атеистического м1ровосприятия с начала Нового времени. Эта тенденция достигла вершины своего развития в откровенно богоборческих режимах XX века, где природа целиком отдавалась на откуп экономическим инте ресам или политическим амбициям общества, хотя жизнь большин ства его членов при этом также ценилась не слишком высоко. В результате последующей либерализации общества в его сознании наметилась смена отношения к «скорбям и мучениям» бессловесных 1 Тихон (Агриков), архимандрит. У Троицы окрыленные. Ч. I. Духовные наставления. 1950-1955 гг. Антиномия (от анти... и греч. nomos - закон; буквально - противоречие взаконе), - противоречие между двумя положениями, каждое из которых одинаково логически доказуемо. (Прим. ред.) 6 Олескин А. Б. Биополитика. М., МГУ, 2001.423 с. Naess A. A Defence of the Deep Ecology Movement//Environmental Ethics, 1984. N®6, p. 17-26. 136
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz