Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Взгляд святителя Луки на здоровье и болезни человека Вообще, надо сказать, что духовная жизнь христианина парадок­ сальна и часто идет вразрез с представлениями мира сего падше­ го. Потому с трудом воспринимается справедливая оговорка поэта: «В здоровом теле - здоровый дух. На самом деле - одно из двух». Увы, но многое из того, что видится мирским людям важным, при­ влекательным и полезным, на деле ведет к духовной беде, болезни и смерти души. Для человека, больного грехами и страстями, телесное здоровье, подчас, есть Божье наказание и тревожный признак покину­ тости Богом. В то же время, по утверждению святого Исаака Сирина: «Человек, о котором особенно печется Бог, познается по непрестанно посылаемым ему печалям». В страдающем теле живет просветленная душа, замечают духовно зоркие люди. Болезни телесные, скорби и тяжкие испытания - в хри­ стианском понимании - есть ясный призыв от Господа к исправле­ нию жизни, осознанию острой необходимости перемен для обретения Веры и истинного смысла бытия. «Очень трудно переносить Божие наказание, трудно идти путем крестным, путем страданий, - призна­ ется Святитель Лука. - Но Господь укрепляет на этом пути всякого, кто не ропщет, кто принимает наказание, как послушный ребенок от родителей своих. Господь поддерживает его, точно за руку ведет - ве­ дет по пути спасения»7. Следует подчеркнуть, что христианское восприятие болезни как вразумления от Отца Небесного, как наказание за грехи есть сугубо личное переживание, индивидуальный духовный опыт. Необходимо всячески беречься осуждающего восприятия болезни ближнего «как Божьей кары за его грехи». Выпавшая нам тягота ухода за болящим есть горькое лекарство для исцеления нашей черствости, нечувстви­ тельности к чужому горю, возможность обретения способности со­ страдать и любить. Каждый христианин должен войти в болезнь, в страдание другого человека и, увидев в нем образ страждущего Бога, стать соучастником Его страданий. О том и ясные слова Божественно­ го Учителя: «был болен и вы посетили М еня ... истинно говорю вам: так как вы сделали это одному из сих братьев Моих меньших , то сделали это Мне» (Мф. 25,40). В этой удивительной взаимосвязи сокрыта тайна особого досто­ инства христианина, которое возвышает его даже над Ангелами. Об этом справедливо замечал еще Франциск Ассизский, выдающийся католический святой: «Знаете ли, в чем завидуют нам Ангелы? Ни в чем, кроме того, что мы можем страдать ради Бога, а они никогда ради Него не страдали». Вжизни христианина и врача святого Луки этот призыв к служению Господу через служение ближнему нашел полноценную реализацию. «Главное в жизни - всегда делать добро людям, - подчеркивал в сво- Лука (Войно-Ясенецкий), Святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 36-37. 121

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz