Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Игумен Митрофан (Баданин) призывает человека добровольно следовать за Собой, тем самым за­ кладывая основы нового, христианского понимания смысла жизни, и места в ней страданиям и болезням как условию уподобления Христу и желания свободного следования за Ним. Лишь принимающий свои страдания с кротостью и видя в них заботу Отца Небесного о воспи­ тании Своих неразумных, но любимых чад, сочувствуя Его усилиям, направленным на исцеление повреждений нашей падшей природы, тот получит прощение, обретет духовное здравие и вечную жизнь. Эта парадоксальная мысль о спасительной, исцеляющей силе скор­ бей, о принятии страданий с кротостью и смирением у Святителя Луки обретает высшую степень звучания. В тяжелейших условиях своего архиерейского служения в 1943 году, когда бывало по дороге в храм Владыка падал на землю без сил, в одном из писем он пишет сыну: «Я полюбил страдание, так удивительно очищающее душу». Картина И. Е. Репина «18 октября 1905 года». 1911 г. Так называемый «революционный подъем», который в полной мере охватил россий­ скую интеллигенцию и общество в целом, был, в определенном смысле, разновид­ ностью беснования или одержимостью нечистыми духами. Об этом весьма точно высказывался Ф. М. Достоевский в своем романе «Бесы». Чрезвычайно талантливый художник Илья Ефимович Репин сумел ярко запечатлеть саму суть творящейся с российским народом духовной беды. В. В. Розанов в своей статье «Интеллигенция и революция» замечал: «Насладившись в полной мере великолепным зрелищем ре­ волюции, наша интеллигенция приготовилась надеть свои подбитые мехом шубы и возвратиться обратно в свои уютные хоромы, но шубы оказались украденными, а хоромы были сожжены». Не самый худший итог произошедшего, как расплата за этот допущенный в сердце союз с «падшими ангелами» иллюстрирует картина «Белая Рос­ сия. Исход», (см. стр. 48) 120

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz