Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Взгляд святителя Луки на здоровье и болезни человека (падшим ангелам или бесам). «И омрачилось несмысленное их сердце; называя себя мудрыми, обезумели, и славу нетленного Бога изменили в образ, подобный тленному человеку, и птицам, и четвероногим, и пре­ смыкающимся, ...и предал их Бог в похотях сердец их нечистоте, так что они сквернили сами свои тела. Они заменили истину Божиюложью, и поклонялись, и служили твари вместо Творца » (Рим. 1,22-25) По неизбывной любви Божией к человеку, эта страшная власть тьмы все же была опосредованно ограничена и не стала абсолютной. С одной стороны, налицо страшная потеря, катастрофа в человеческой приро­ де - изначальное, «светлое», «славное» тело человека, это совершен­ ное и уникальное по своим свойствам творение Божие было утрачено. С другой стороны, вследствие наступивших перемен, человек обле­ кался в новое, более плотное, «дебелое» тело, весьма точно охарак­ теризованное в Писании как «кожаные одежды», «ризы кожаные». Эти «ризы», дарованные как проявление милосердия и заботы Отца о Сво­ их неразумных чадах стали, серьезной преградой для полной тирании над людьми со стороны Сатаны и его воинства. Это новое тело служи­ ло людям, по сути, «скафандром», в котором человек направлялся в новую, духовно «агрессивную среду». В то же время «ризы» эти закрепляли наступившее отныне препят­ ствие человеку к прямому общению с Богом, видению Его, которое существовало в Эдеме до грехопадения. Теперь «мы ходим верою, а не видением, - замечает апостол, и отныне, по его словам, - водворяясь в теле, мы устранены от Господа» (2 Кор. 5,7). Предательство людьми Духа Божия, как Источника жизни, и союз с духами нечистыми, паразитирующими на человеческой природе, радикальным образом воздействовали на душу человека и истощали жизненные силы людей: «Сердца их служили жилищем бесов»6. Пре­ дупреждение, данное Творцом о неотвратимости наказания за наруше­ ние людьми Божьей заповеди: «...от дерева познания добра и зла не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2,17), реализовалось в полной мере - человек начал познавать неумолимую силу смерти. Эта разрушающая человеческое существо сила обнаружилась в неизбежном старении и болезнях. «...В членах моих вижу закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного... - сокрушается апостол. - Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти?» (Рим. 7,23-24). Новый человек, поврежденный грехом, стал существом болеющим, чадом страданий и скорбей: «находясь в этой хижине, мы воздыхаем под бременем» (2 Кор. 5,4). Дарвинистская, богоборческая наука вежливо назовет это несчастное существо Homo sapiens (человек разумный), хотя подлинная суть его иная - Homo noxiosus (человек грешный). Лука (Войно-Ясенецкий), Святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С. 167. 117

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz