Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Игумен Митрофан (Баданин) пожелаете»1. Именно поэтому, наставляя на будущее тех, кто соберется описывать его жизнь, святитель Лука подчеркивал, что ни в коем слу­ чае не должно отделять облик «архиепископа Луки» от лица «хирурга Войно-Ясенецкого». Осознание удивительной плодотворности этого синтеза и уникальности жизненного пути святого Луки заставляет в глубоком почтении склонять головы и врачей и духовенство. В своем известном сочинении «Дух, душа и тело», написанном в безбожные сороковые годы XX века, Святитель решительно противо­ стоит утверждениям о непримиримом противоречии науки и рели­ гии. Своими глубокими богословскими размышлениями о проблемах христианской антропологии святитель Лука утверждает православное понимание природы человека. «Все, что происходит в теле, все физио­ логические процессы направляются духом нашим. Дух творит тело, дух в теле созидает себя, свою форму. Дух властвует над телом»2. Рассматривая трехсоставность человеческого существа, оценивая взаимоотношение духа, души и тела, автор делает принципиальный вывод об уникальности этого феномена. Осознание этого факта, в свою очередь, ставит перед врачом задачу комплексного подхода к проблеме болезни человека и его лечения. «Приступая к операции, - указывает профессор, - надо иметь в виду не только брюшную по­ лость, а всего больного человека, который, к сожалению, так часто у врачей именуется "случаем"». Святитель подчеркивает уникальность человека как «штучного» творения Божьего, созданного по особому замыслу, «по образу Бо­ жьему и по подобию». «Все в мире имеет дары Духа Божия, - пишет владыка Лука, - природа имеет Дар бытия, все живое - еще и Дар жизни, но лишь человек, - подчеркивает Святитель, - имеет Дар Богоподобия»3. Особо интересной представляется концепция Владыки о челове­ ческом сердце как важнейшем органе чувств и месте сосредоточения религиозных переживаний и молитвенных усилий. Святитель дает обоснование известной способности верующего человека сердечным образом познавать мир и постигать жизнь, чувствуя и пропуская ее че­ рез свое сердце: «Каково сердце наше, такова и деятельность наша»4- Утрата этой способности многими нынешними людьми, нарушение гармонии в человеческом существе и как следствие фундаменталь­ ное нездоровье есть результат целенаправленной, разрушительной работы профессиональных борцов с верой. «Не в этом ли кризис со­ временного образованного человека, что унего ум с сердцем не в ладу? - 1 Лисичкин В. А. Крестный путь святителя Луки. Подлинные документы из архивов КГЬ. М., 2001. С. 131. Удивительно, что спустя две тысячи лет приемы «князя тьмы» остаются неизменными. Такими же словами сатана искушал Христа в пустыни. предлагая все блага и богатства мира: «все это дам Тебе, если, пап, поклонишься мне» (Мф.4,9). 2 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С 343. 1 Лука (Войно-Ясенецкий), архиепископ. Дух, душа и тело. М., 1994. С. 42. 4 Лука (Войно-Ясенецкий), святитель. «Сила моя в немощи совершается». Духовные беседы. М., 1997. С.’.273. 114

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz