Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).
О значении изучения духовного и врачебного наследия Святителя Луки ма важной для военно-полевой хирургии, и глубокое сознание своей непричастности к каким-либо преступлениям. На шестой день этой голодовки, когда я, по старости, был уже в тяжелом состоянии, меня допрашивал следователь Кириллов. Вторая голодовка, начатая с первого же дня «непрерывки», была вы звана тем, что на меня внезапно обрушился поток ужасной ругани и оскорблений. Я предпочитал умереть от голода, чем жить с незаслу женным клеймом шпиона, врага народа, убийцы своих больных пу тем операций. Голодовка эта, как и первая, продолжалась семь дней, и следствие, в форме «непрерывки» при сидении на стуле день и ночь без сна, продолжалось. Я предупредил, что никаких дальнейших показаний о составе и деятельности неизвестной мне контрреволюционной организации я, конечно, дать не могу. Тем не менее, на следующее утро Кириллов и Лацис потребовали этих показаний и составили акт о моем отказе от дальнейших показаний. Я немедленно начал третью голодовку с целью получить возможность в заявлении о ней сообщить наркому о проис шедшем. Голодовка продолжалась 7 дней, и заявления моего о ней в деле нет. Профессор В. Ф. Войно-Ясенецкий. 29 марта 1939 года». Особенно тяжелым испытанием для епископа Луки было преда тельство близких ему людей. Протоиерей Михаил Андреев, под ру ководством которого профессор Войно-Ясенецкий, можно сказать, воцерковлялся, когда посещал богословские собрания в вокзальной церкви Ташкента, и который следовал вместе с епископом Лукой в далекую сибирскую ссылку, не выдержав тюремных пыток, лжесви детельствовал на Владыку. Архиепископ Борис (Шипулин), который был правящим Ташкентским архиереем и который, конечно же, знал об огромном авторитете и кристальной честности епископа-хирурга, тем не менее, также лжесвидетельствовал на него. И архимандрит Валентин (Ляхоцкий), неоднократно получавший от Владыки мате риальную помощь, подписался под обвинением в том, что епископ Лука иностранный шпион и государственный преступник. Прото диакон кладбищенской церкви Иван Середа тоже поливает грязью святителя. Но Владыка остается тверд на допросах, ни на кого не клевещет, никого не оговаривает. Он верит, что показания против него выбиты силой, хотя тот же протодиакон Иван Середа являлся секретным сотрудником ГПУ, а об архиепископе Борисе (Шипули- не) Владыке Луке известно, что во время предыдущих арестов тот своими ложными показаниями погубил немало невинных людей. Впоследствии и протодиакон Иван, и архиепископ Борис передава ли записки в камеру епископа Луки, где писали, что их показания вынуждены и искажены и что на суде они от них откажутся. Но суда не последовало. 103
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz