Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

Мануйлов В. М., Марчик В. В. Тут по Ташкенту пронеслась весть о неблагочестивой смерти из­ вестного в городе профессора-физиолога Ивана Петровича Михай­ ловского. Молодая вдова Гайдебурова-Михайловская обратилась к Владыке Луке с просьбой документально подтвердить помешатель­ ство покойного, так как по церковным канонам священник не имеет право погребать самоубийцу. Отпевать таких людей можно только в том случае, если посягнувший на свою жизнь был душевнобольным. Святитель Лука написал короткую справку, в которой удостоверил, что профессор Михайловский покончил жизнь самоубийством в со­ стоянии несомненной душевной болезни, от которой страдал более двух лет. Эта записка и стала формальным поводом к аресту Владыки. Немного раньше по подозрению в убийстве своего мужа была аресто­ вана и сама Гайдебурова-Михайловская. Ватмосфере антирелигиозной истерии, которая раздувалась властя­ ми на страницах газет и журналов, дело Михайловского приобретало особую окраску. Получив установку из Москвы от известного члена Центральной Контрольной комиссии ВКП(б) Аарона Сольца, следова­ тель Кочетков попытался придать делу политический оттенок. Смысл обвинений, статей и фельетонов сводился к тому, что, дескать, видный советский ученый профессор Михайловский проводил потрясающие опыты по переливанию крови, в результате которых человек может обрести бессмертие. Это «подрывало основы» религии, и «церковные мракобесы» убили профессора. Епископ Лука дал «ложную справку о самоубийстве», чтобы повести следствие по неверному следу. Такая «аргументация» по тем временам не требовала доказательств. И 6 мая 1930 года Владыку вновь арестовали. Полная трагических страниц тюремная жизнь Святителя Луки вос­ создана точно и ярко по ранее засекреченным архивам НКВД. Вторую ссылку сам епископ Лука считал легкой. Жил он в Архангель­ ске, там ему позволили заниматься хирургической деятельностью. На квартиру его определили к пожилой женщине, Вере Михайловне Вальневой. Маленькая комнатка с крохотным оконцем, стол, стул, же­ лезная кровать, в углу икона. Молился Владыка келейно, а остальное время занимала работа с больными. Здесь, в Архангельской ссылке, епископ-профессор разработал но­ вый метод лечения гнойных ран. Его вызывали в Ленинград, и лич­ но «товарищ Киров» уговаривал его снять сан, взамен обещая тут же предоставить ему институт. В ответ Владыка не согласился даже на печатание своей книги, если в ней не будет указан его церковный сан. Срок ссылки кончался в мае 1933 года, однако в Москву Владыка смог приехать лишь в конце ноября и сразу же явился в канцелярию Местоблюстителя митрополита Сергия. Сам епископ Лука так вспо­ минает об этом: «Его секретарь спросил меня, не хочу ли я занять одну 100

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz