Христианские воззрения на страдания и скорби в спасении человека : третьи Феодоритовские чтения, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 6-8 августа 2010 года / [под ред. игум. Митрофана (Баданина)]. - Мурманск : Изд-во Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2011. – 303 с. : ил., цв. ил., портр. - (Феодоритовские чтения ; 3).

О значении изучения духовного и врачебного наследия Святителя Луки скоп Лука, - в котором все богослужения совершались стариком свя­ щенником. Он подчинялся красноярскому живоцерковному «архие­ рею», и мне надо было обратить его и всю туруханскую паству на путь верности древнему Православию. Я легко достиг этого проповедью о великом грехе церковного раскола: священник принес покаяние перед народом, и я мог бывать на церковных службах и почти всегда пропо­ ведовал на них». Конечно, такое оживление и оздоровление духовной жизни не мог­ ло понравиться местному начальству. Вскоре Владыку вызвал уполно­ моченный ГПУ и объявил о высылке его на берег Ледовитого океана, в станок Плахино. В рассказах некоего Константинова Л. К., занимавшегося в тех краях заготовкой меха для Московской сырьевой конторы, имевшего беседу с епископом Лукой в его избушке в Плахино, упомянут случай про­ зорливости Владыки: «Господь Бог дал мне знать: через месяц я буду в Туруханске». Поскольку Константинов не поверил ему, Святитель, по­ качав головой, сказал: «Вижу, вижу, вы человек неверующий. Вам мои слова кажутся невероятными. Но будет именно так». Через месяц Владыку вернули в Туруханск, где он опять стал ра­ ботать в больнице, лечить людей и ездить на службу в монастырь на санях, покрытых ковром. Второе пребывание в Туруханске длилось восемь месяцев, и в январе 1926 года, по окончании срока ссылки, Вла­ дыка возвратился в Ташкент. Здесь он поселился на Учительской улице в небольшом домике в две комнаты с прихожей неподалеку от Сергиевской церкви. В универси­ тете его, как неблагонадежного, лишили преподавательского места. И в церковной жизни произошли неприятности между Владыкой и его бывшим духовным наставником протоиереем Михаилом Андре­ евым. С 1926 года протоиерей Михаил Андреев стал злейшим врагом епископа Луки. Святитель запретил его в священнослужении, и про­ тоиерей Михаил стал писать жалобы и доносы на него Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Сергию. Эту борьбу он вел два года, добиваясь смещения Владыки с кафедры. Очевидно, нелегко было Святителю претерпевать такие козни от собрата, прошедшего вместе с ним ссылку и гонения. Господь наказал протоиерея новой ссылкой. Вернувшись измученным, истерзанным, с подорванным здоровьем, он обратился к епископу Луке за врачебной помощью, и тот не отказал ему. Митрополит Сергий хотел перевести епископа Луку в Рыльск, потом в Елец, затем в Ижевск. Надо полагать, что это из Москвы шли соответствующие указы «уполномоченных». Живший тогда в Ташкен­ те митрополит Арсений (Стадницкий) посоветовал никуда не ехать, а подать прошение об увольнении на покой. Прошение было подписано, и с 1927 года профессор-епископ, лишенный двух кафедр, - церковной и университетской, проживал в Ташкенте как частное лицо. 99

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz