Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Место Варзуги в истории Мурмана Хороводно-игровых песен Варзуга сохранила больше, чем другие села Терского бе рега, - так же как и старинных лирических песен. Своей мелодичностью и красотой они надолго остаются в памяти <...> Знаменитый Варзужский хор в наши дни по лучил признание и за пределами области». Александре Капитоновне Мошниковой - руководителю Варзужского поморского фольклорного хора - в августе 1980 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР было присвоено звание «Заслужен ный работник культуры РСФСР». Старинные поморские песни, фольклор Терского берега привлекали внимание музыковедов, ученых, писателей. Много раз приезжали сюда музыковед композитор Ю. Е. Красовская и писатель Д. М. Балашов. По словам Д. М. Балашова, Варзуга - самое «фольклорное» село района. В ряду ученых, изучавших жизнь, быт, язык, этнографию и историю Варзуги в XX веке, я упомянул бы еще двух, наших, мурманских - Ивана Севастьяновича Мерку рьева и Ивана Федоровича Ушакова. И. С. Меркурьев, работавший сначала преподавателем русского языка, а затем за ведующим кафедрой Мурманского пединститута, в течение более чем десяти лет (с 1957 года) организовывал диалектологические экспедиции на Поморье. В 1979 году Иван Севастьянович издал словарь «Живая речь кольских поморов». Что же касается Ивана Федоровича Ушакова, моего коллеги по работе на кафедре истории Мурманского государственного педагогического университета, то многие сведения по дореволюционной истории Варзуги стали известны благодаря его тру дам, в том числе история строительства Успенской церкви, этого сокровища и гор дости Варзуги. Люди Варзуги Мы специально отыскивали в летописях имена, фамилии, прозвища, род занятий варзужан, они - главное в истории Варзуги. Из современников назову хотя бы не которых. Петр Прокопьевич Заборщиков - мастер на все руки, школьный учитель, пред седатель колхоза в 1976-1987 годах, первый лауреат областной премии им. В. С. Маслова. В Кольской энциклопедии о нем сказано так: «Организатор сохранения историко-архитектурного ландшафта церкви Успения, реставрации (на обществен ных началах) Афанасьевской церкви (1990-1999), старинного купеческого дома в с. Варзуга (2000-2005). Создатель памятника односельчанам, погибшим на фронтах различных войн XX века». Я побывал на этом мемориальном месте Никольской стороны, и оно впечатля ет скорбной простотой: на фотографиях варзужане, погибшие в Русско-японскую войну 1904-1905 годов, в Первую и Вторую мировые войны. В числе жителей послевоенной Варзуги надо особо вспомнить Сергея Дорофее- вича Заборщикова, фронтовика-инвалида, и партийного вожака той поры В. Ф. Чу- рилова. Один из наших выдающихся современников - игумен Митрофан, настоятель Успенского прихода села Варзуга, благочинный Терского округа, председатель Епар хиальной комиссии по канонизации святых, клирик Мурманской епархии. Раньше я знал батюшку Митрофана как историка-краеведа церковной тематики, написавшего очень ценные для нашего края сочинения из серии «Православные под вижники Кольского Севера»: «Блаженный Феодорит Кольский, просветитель лопа рей» (2002), «Преподобный Трифон Печенгский и его духовное наследие» (2003), «Преподобный Варлаам Керетский. Исторический материал к написанию Жития» 85
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz