Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Место Варзуги в истории Мурмана теки составлял 350 экземпляров. В селе стали чаще, чем раньше устраивать «народ ные чтения», молодежь собиралась на вечеринки с неизменной гармонью, хороводом и песнями. В Варзуге еще не было ни кино, ни электричества. Политикой варзужане интересовались мало, хотя в соседней Кузомени демократические страсти уже кипе ли вовсю - там было более 40 человек ссыльных революционеров-подпольщиков, но на жизнь Варзуги они влияния не оказывали. Что же касается войн (Русско-японской и Первой мировой), то варзужане несли крест вместе со всеми россиянами: их брали в армию и на флот, они гибли за царя, отечество и веру. После революции 1917 года По воспоминаниям стариков, после падения царизма в селе появилось два обще ственных течения - «черносотенцы» (в основном богатые поморы) и «красносотен- цы». Были попытки организовать кооператив и местный Совет, но начавшаяся Граж данская война перепутала все карты «красных активистов». Тут надо было думать не о политических пристрастиях, а о том, как выжить в голодные годы, как избежать мобилизации в белую армию (славяно-британский легион), как сохранить дом, се мью и хозяйство. После окончательного утверждения советской власти в 1920 году варзужанам не возможно было отказаться от новых порядков. В селе возникло несколько рыбо ловецких артелей, молодежь пошла в комсомол. «В начале двадцатых годов начал работу клуб в Варзуге. Строили его сами селяне, на свои средства. За зиму на берегах реки заготовили лес, а весной его приплавили к селу. В строительстве клуба при нимали участие не только молодежь, но и люди пожилого возраста. Мужчины про изводили окорку бревен, заготавливали материал для потолков, полов, плотничали, столярничали. Женщины делали кирпичи для печек. Стройкой руководили мастера Дмитрий Афанасьевич и Петр Иванович Заборщиковы», - писал Н. Г. Яковенко. Жизнь преподносила все новые испытания. В своей книге «Родное Заполярье», опираясь на архивные данные, я писал, что весной 1924 года на Терский берег об рушилось стихийное бедствие. Наводнение снесло в Варзуге свыше ста построек, в том числе 36 жилых домов. Многие варзужане переехали жить в Умбу, Кандалакшу, Мурманск. Количество населения Варзуги в начале прошлого века колебалось по разным причинам, в том числе из-за этого наводнения, а также из-за революции и Гражданской войны. Кольская энциклопедия приводит следующие данные по Варзу ге: в 1910 году - 1001, в 1926 - 559, а в 1938 году - 627 человек. НЭП (новая экономическая политика советской власти) и ряд удачных промыс ловых сезонов помогли варзужанам восстановить свое хозяйство. Оживилась и общественно-культурная жизнь. В 1927 году Варзуга была радиофицирована. В клу бе стали демонстрироваться кинофильмы. Сельскую общину в органах волостной партийной власти представляли Павел Александрович Кривоногов и Александр Ни колаевич Евдокимов. Создание колхоза. Жизнь села в войну Весной 1930 года в Варзуге был организован колхоз. Участник тех событий В. Н. Мошников вспоминал: «2 мая 1930 года на Успенской стороне, в бывшем здании школы, состоялось собрание коммунистов, комсомольцев, актива села. На нем был создан колхоз, в который вначале вошли лишь 14 хозяйств, было избрано правление во главе с Павлом Александровичем Кривоноговым. Дали название колхозу: “Всхо ды коммунизма”, утвердили устав». 83
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz