Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Киселев А. А. вносить на нужды школы по 25 копеек с каждой ревизской души, так набиралось более 80 рублей. Детей стал учить наемный учитель, варзужане приплачивали ему к окладу (60-85 рублей в год) еще 120 рублей. Для школы и учителя были построены дома. По официальным данным, церковно-приходская школа в Варзуге открылась в 1894 году. История сохранила нам имя одной учительницы конца XIX —начала XX веков. Это была Александра Алексеевна Рязанова, дочь псаломщика, выпускница епархиального училища, проработавшая в Варзуге более 30 лет. В 1923 году, уже при советской власти, ей присвоили звание Героя Труда. В XIX веке Варзуга стала объектом более пристального внимания ученых и путе шественников. О Варзуге писал известный финский лингвист, собиратель фолькло ра и составитель всемирно известной «Калевалы» Элиас Леннрот. В 1856 году Варзугу посетил русский этнограф и бытописатель С. В. Максимов. Из его книги «Год на Севере» мы узнаем, что Сергей Васильевич оценил село как главное место и столицу Терского берега, центр торговли, место людное и богатое, с церквями на обоих берегах реки. Он подробно описал лов семги, устройство за боров, заготовку рыбы. Появились и другие публикации о Терском береге и Варзуге. Среди редких изда ний, хранящихся в Мурманской областной научной библиотеке, есть переизданное в 1869 году сочинение Е. К. Огородникова «Мурманский и Терский берега по книге Большого Чертежа», подробное описание Мурманского и Терского берегов XVI и XVII вв. с картой. На рубеже веков (в 1898-1901 годах) в Варзуге побывал еще один русский этно граф - Алексей Владимирович Марков. Материалы, собранные экспедицией А. В. Маркова, не имеют аналогов. Наталия Павловна Колпакова - ныне почти забытая исследовательница Коль ского Севера. В своих «Северных записках» (1937) она в художественной форме описала старый дореволюционный и новый быт рыбаков-поморов Терского берега. Отправной точкой для исследования стал пожелтевший дневник деда, Сергея Пав ловича, который зимовал на Терском берегу в 1895-1896 годах. Варзуга описывает ся как крупный торговый пункт и место встречи лопарей и русских на ежегодных ярмарках. По переписи 1897 года, в Варзуге насчитывалось 793 жителя, а в 1910 в селе уже проживала тысяча жителей, действовали училище министерства народного просвещения и церковно-приходская школа. Варзуга в начале XX века К началу XX века Варзуга оставалась одним из самых крупных и крепких посе лений Терского берега. По данным Н. Г. Яковенко, в селе проживали 897 человек, жители Варзуги имели 208 карбасов и два крупных промысловых судна. Варзужане продолжали успешно промышлять рыбу, выгодно торговали. Именно в ту пору на Мурмане стали говорить: «Кто в Варзуге торговал, тот в убытке не бы вал». В то же время жители Варзуги сохраняли патриархальный облик своего села, чтили христианские добродетели («Зла не помним - добро на руках носим»), были доброжелательны, открыты для общения, словоохотливы. Варзужан называли «фа раонами», они ценили юмор. (Вспоминается варзужская дразнилка: «Рокана, рокана, у вас непарны рукава»), В селе сохранялась вековая тяга к грамоте. В 1910 году в варзужском сельском учи лище ооучалось 27 мальчиков: 15 —на младшем отделении, 9 —на среднем и только ™ о/Н!кСТарШеМ' Вообще гРамотных поморов в начале XX века в Варзуге было около о, фонд книг и журналов «для выдачи» читателям варзужской церковной библио 82
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz