Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Место Варзуги в истории Мурмана наслаждаясь борьбой с волнами. Рыбаки всего селения садились в лодки-поездницы и попарно тянули за веревки кошельковые сети (наподобие большого мешка), двига­ ясь в ряд вдоль реки. В Варзуге на поездование выходило более 150 лодок, в каждой из которых находилось по два человека. При успешной ловле в каждую сеть за одно поездование попадало до десяти пудов семги. Подсобными промыслами жителей Варзуги оставались животноводство (молоч­ ный скот, овцы, олени), огородничество (на приусадебных участках выращивали репу и редьку), озерное рыболовство, а также охотились на лесного зверя и птицу. Был помощником и лес - давал строевую древесину и дрова, грибы и ягоды. Жем­ чужным промыслом варзужане занимались в основном на Пане. Примечательна была пора сенокоса, куда выезжали всей семьей, целыми селами. Землепользование тогда было общинным, сенокосные угодья каждые три года рас­ пределялись «по душам». На сенокосе, как и в море, с утра до ночи все были при деле. Чем запомнился Варзуге XIX век? Варзуга никогда не знала крепостного права. Ее жители в XIX веке относились, как мы уже говорили, к категории государственных крестьян и находились в веде­ нии министерства государственных имуществ России. По закону от 25 февраля 1861 года, Варзуга входила (наряду с Кузоменью, Кашкаранцами и Сальницей) в Кузо- меньское сельское общество. Рыбопромысловые угодья в Кузоменьской волости в соответствии с количеством ревизских душ делились на «участки» (условные доли), чтобы каждый член общины мог приобрести себе участок с торгов, заплатив определенную сумму. Очень часто небогатые домохозяева (а таких было большинство) приобретали участок всклад- чину. Свой улов семги крестьяне отдавали скупщику, у которого брали в долг хлеб и прочие припасы. По окончании промыслового сезона производился расчет, в ре­ зультате которого часто оказывалось, что помор еще не возместил стоимости всего взятого им в долг, и потому должен был и на следующий год сдавать свой улов тому же скупщику. И тем не менее Варзуга, как и весь Терский берег, жила полнокровной хозяйствен­ ной и торговой жизнью. На Покровской ярмарке в Кузомени в 1861 году было про­ дано привозных товаров (мука, крупы, масло, овощи, соль, чай, водка, сахар, свечи, мыло, лен, кожи) на 4200 рублей, а в 1887 году - уже на 11 272 руб. Семги было про­ дано на 82 тысячи рублей. Второй момент, характеризующий жизнь Варзуги того времени, заключался в росте грамотности поморов и повышении культурного уровня. И до этого в селе был обычай иметь в семье хотя бы одного грамотного, родители сами учили детей грамоте дома. Во многих семьях хранились рукописные книги. Авторами многих писцовых книг, вкладных грамот, договоров, прошений и тому подобных бумаг были жители Варзуги Василий Титов, Паня Петров, Козьма Юкшеев. Книги береж­ но хранили, заключали в крепкие «доски», обтянутые кожей и окованные по углам. Держали в кладовых, в сундуках, при пожарах спасали в первую очередь, вместе с иконами. В XIX веке в Варзуге появилась настоящая школа, в ней в 1826 году училось 35 детей, в то время как в Коле было 32, а в Кандалакше - 14. В послереформенный период (после 1861 года) варзужане стали настаивать на от­ крытии в селе церковно-приходской школы. На сходе было постановлено ежегодно 81

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz