Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Киселев А. А. было невозможно», что оброк семгой и деньгами не выплачен, что варзужане, «за кладывая последние свои пожитки, оные зборы платили, отчего пришли в неискуп- ной долг, а многие от скудости, покиня домишки свои, з женами и з детми побрели в Двинской и Каргопольской уезды, меж дворы скитаюца и всеконечно разорились, и оной Варзужской волости многое число дворов опустело <...> А ныне <...> отпусти ли мы в работу со всех оной Варзужской волости вотчин 20 человек». Но Москве до положения рядовых варзужан дела не было,и в Варзугу пришло очередное послание о взыскании недоимок. Следом послан был конюх «Илья Филиппов ехать <...> в Синодальную Варзуж- скую волость <...> для взыскания доимочных денег и рыбы семги <...> Взыскать той волости со крестьян бес всякого послабления и поноровки, не приемля их никаких отговорок <...> и смотреть, чтоб та рыба принимана была каждая весом не меньше осми фунтов». В предписании было предупреждение конюху - посланцу царя: «Если ты при взы скании вышеупомянутой доимки и на сей год по окладу станешь поступать слабо или с крестьян станешь брать взятки и всей доимки сполна не взыщешь, и за то тебе учинено будет жестокое наказание и сослан будешь в ссылку». Какой была Варзужская волость в конце XVIII века? В описании ее читаем: «Село Варзуга от Колы в 453 верстах, от моря в 20 верстах, в длину по реке полторы версты и ширины мерою на 50 сажен. В сей волости семь деревень: Оленица, Кашкаранцы, Кузомень, Чаваньга, Тетрина, Чапома и Пялица. В селе 7 церквей: Успения Богороди цы, святого Афанасия Александрийского, холодные, Зосимы и Савватия соловецких чудотворцев теплая, святых Петра и Павла теплая, во имя святого Николы холод ная, святого Пророка Илии холодная, святого великомученика Димитрия теплая. В волости 155 домов, в том числе с одною избою 3, с избою и клетью 137, с избою и горницею 15 <...> Сельдяной лов бывает у нас не ежегодно, самое малое число и в доброй год вообще бочек по сту, а семги <...> пудов тысячи полторы <...> Зимою женщины и девки прядут лен и ткут холсты про себя на рубахи, тако ж прядут коно пля на рыболовные и нерполовные сети и неводы». В волости тогда было 155 промышленников домовых и 11 бездомовых. А кроме них - питающихся милостынею 26 душ. Если раньше за пользование тонями и по косами варзужские крестьяне платили монастырям оброчную подать, то при Екате рине II, с 1764 года, они были переведены в разряд государственных с передачей им в общинное владение всех волостных угодий. Деревня стала более свободной и стала вновь богатеть. В посемейной ведомости XVIII века упоминались наиболее богатые варзужане: «Яким Афанасьев сын Кузне цов, Афанасей Григорьев сын Дворников, Иван Иванов сын Кожин, Устин Никитин сын Логинов». Имели свои суда Дорофей и Андрей Котловы, Федор Елисеев, Кузьма Кожин. Рыбу промышляли не только на море и реках, но и на 12 озерах. Зимняя Ни кольская ярмарка в Варзуге стала самой известной в Поморье. На рубеже XVIII и XIX веков хозяйственная жизнь Варзуги существенно не меня лась. Варзужане ловили семгу, некоторые промышляли треску, били морского зверя. Семгу ловили по-разному. Основных способов было четыре: забором, гарвой, не водом и поездованием. Забор представлял собой бревенчатую изгородь, которой перегораживали реку. Заборами рыбу ловили с весны до поздней осени, пока на реке не о раЗовывался лед. На зиму забор разбирался, строительные материалы и снасти просушивали и складывали под навес до следующего сезона ловли. Ловили семгу и разными сетями —гарвами, неводами и т. п. Поездованием рыбу ловили обычно осе нью, когда ывали сильные ветра. В такую погоду семга «играла» - резвилась, как бы 80
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz