Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Место Варзуги в истории Мурмана По описи 1563 года, в Варзуге было три церкви: две на левом берегу реки, в боль­ шей части села, - Николы Чудотворца и апостолов Петра и Павла, третья - на про­ тивоположном берегу - Успения Пречистой Богородицы. По названию приходских церквей левобережная часть села именовалась Николь­ ской стороной, а правобережная - Пречистенской. Опись 1563 года показывает, что до постройки ныне стоящей Успенской церкви в Варзуге имелась другая, одноимен­ ная церковь, которая тоже была «с верхом» (шатром). Одновременно на Терском берегу продолжался рост монастырских владений. Но в целом благополучную Варзугу в XVI веке настигла настоящая беда - Ивану Грозному донесли, что жители села вышли из повиновения: не хотят платить подати. Царь послал на Терский берег отряд опричников во главе с Басаргой Леонтьевым - взыскать долг (450 рублей). В 1568 году началась карательная экспедиция, вошед­ шая в историю как «Басаргин правеж». Опричники грабили поморов, отбирали скот, жгли строения. Население было вынуждено скрываться в лесах. Село пришло в за­ пустение. В Варзуге осталось всего 45 жилых домов, остальные 79 были пустыми, а на 33 дворовых территориях рос бурьян. Вскоре после Басаргина правежа пришло царское повеление передать Варзугу в Двинский уезд. Усиливалась эксплуатация поморов и со стороны монастырей. Как писал И. Ф. Ушаков, «пользуясь нищетой и отсутствием у крестьян орудий лова, монахи по де­ шевке скупали у них луки, брали к себе на содержание престарелых и немощных людей с условием, что все их угодья после смерти перейдут в монастырь, давали нуждающимся под залог луков ссуды на обзаведение хозяйством, предоставляли в долг под высокие проценты муку и различное имущество. (Луком называлась одна условная доля в общей сумме нераздельных волостных угодий). В большинстве слу­ чаев обедневшие крестьяне были не в состоянии своевременно погасить свои долги, и заложенные луки переходили монастырю». В XVII веке В 1614 году треть Варзужской волости была пожалована в вотчинное владение московскому Новоспасскому монастырю. Остальные крестьянские дворы с их лука­ ми были отданы царем в 1619 году в вотчину Патриаршему дому. И в XVII веке основой благополучия Варзуги оставались рыбные и звериные промыслы. Семгу из Варзуги регулярно доставляли в Москву, к царскому столу. В грамоте за 1643 год записано: «Оброчную рыбу семгу 166 пуд с полупудом ис тое Варзужские волости возили к Москве на ямских подводах... бес перемены, чтоб той рыбе мятья и убытку не было». Доставляли в Москву из Варзуги и жемчуг. И семга, и треска, и озерная рыба, и жемчуг, и пушнина доставались дорогой ценой - варзужане гибли на промыслах, часто впадали в нищету, даже уходили из родных мест. В 1678 году из 62 дворов, принадлежавших патриарху, 14 были «вдовьими». Главным событием в жизни Варзуги XVII века было строительство Успенской церкви - храма, который восхищает мир своим совершенством уже не одно столе- Варзуга в XVIII веке Летописи и грамоты донесли до нас ценные сведения о состоянии и положении Варзуги в петровские и послепетровские времена. Когда пришел приказ отправить работных людей на медные рудники острова Медвежий, из Варзуги 7 ноября 1735 года выборные разных вотчин писали в Москву, что «людей в работу отправить 79

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz