Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Киселев А. А. авторитета в этой области, Ивана Федоровича Ушакова. И далее: «Из селений, су ществовавших на Терском берегу, в 1466 году указаны Умба и Варзуга». Возле села Варзуги до настоящего времени сохранились остатки двух «городищ» - «прямого» и «косого». На одном из этих «городищ» и был установлен в 2009 году Золотой крест Варзуги. «Что 1419 год - дата не безусловная и в целом спорная, - пишет далее Д. А. Коржов, —признает и ближайший коллега Ивана Федоровича —профессор МГПУ, доктор исторических наук Алексей Алексеевич Киселев: “В летописи указа но, что в 1419 году пришли сюда норманны, ни больше ни меньше как 500 человек, и разгромили Корельский погост. О т этой даты и идет отсчет. Хотя, безусловно, люди жили здесь и раньше. Такое место не могло быть пустым”. Конечно, с датой нужно еще работать...» Следующее упоминание о Варзуге относится к 1465-1466 годам (по хронологии того времени это 6974 год). В грамоте той поры сказано о передаче угодий Варзуги Соловецкому монастырю. Итак, существование Варзуги точно зафиксировано в рус ских летописях в XV веке. О ранней истории Варзуги писал и автор книги «Терский берег» Н. Г. Яковенко, утверждавший, что «еще в XII веке шли на Север отважные новгородцы «семгу ло вить и жемчуг искать». И вот еще два документальных (подтвержденных) факта из истории Варзуги XV века: в семидесятые годы (в 1471-1478) Варзуга перешла во владение Великого кня зя Московского Ивана III; в 1491 году монахи Соловецкого монастыря построили в селе приходскую церковь и поставили свое подворье. В XVI веке Значительно больше сохранилось письменных свидетельств о Варзуге XVI века. Они говорят о том, что варзужане помимо семужьего промысла стали заниматься и тресковым, а также «промышляли» жемчуг. В Варзуге в 1563 году по обе стороны реки и на острове было 124 двора, а людей 167 человек. Об экономической жизни варзужан той поры Н. Г. Яковенко писал: «Основой всего хозяйства на Терском берегу была рыба. Ее ловили и в озерах, и в реках, и в море, на нее надеялись как на главную кормилицу <...> К XVI веку на Терском бе регу, как и во всем Поморье, особенно выделялся семужий промысел. Он возникал одновременно с поселением (временным или постоянным) в любом удобном месте <...> Семгу ловили только на продажу, поэтому семужий промысел был главным за нятием терчан». Кроме рыболовства «поморы почти сплошь хорошо владели топором, —отмечал И. Ф. Ушаков. - Они сами ставили себе избы, хозяйственные постройки, "заборы” изготовляли мореходные и промысловые суда. Жилище и дворовые постройки ру бились просторные, высокие. Крылись они не соломой (хлеба варзужане не сеяли), а тесом. В окна вставлялась прозрачная слюда, а не пленка бычьего пузыря. Крыльцо, наличники окон, причелины своих изб, а также домашние вещи (прялки, деревянную посуду и прочее) они любили украшать художественной резьбой. Дома строились по-новгородски, в два этажа. Нижний, нежилой этаж (подклет) использовался для хозяйственных надобностей (как кладовые, склады, мастерские)». О духовности, вере и религиозности варзужан говорило церковное строитель ство. Инициатива строительства храмов часто исходила не от «начальства», а от самих верующих. 78
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz