Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Два года спустя Ф еодори т на н есколько л ет о тп р а в л я ет ся в «заволж ские пусты ­ ни» К ирилло-Белозерского м он асты ря, где зан им ается созд ани ем лопарской пи сь­ менности и п еревод ам и свящ енных тек сто в на лоп ар ски й язы к. Около 1540 года Феодорит возвращается на Север. В устье Колы он основывает монастырь во имя Святой Троицы, вскоре ставший центром христианской пропове­ ди в Лапландии. В течение нескольких лет Феодорит просвещает и обучает грамоте лопарский народ. Около 1542 года Феодоритом было явлено чудо одновременного крещения двух тысяч лопарей с женами и детьми. Старец также был духовным от­ цом и учителем преподобного Варлаама Керетского, которого благословил на небы­ валый трехлетний подвиг покаянного плавания в открытом море. В голодном 1548 году в Свято-Троицком Кольском монастыре начались нестрое­ ния. Братия, не желавшая строгостей монастырского устава, на которых настаивал Феодорит, впадает во грех и изгоняет старца из обители. Феодорит, «неволей» изгнанный из района Колы, созидает новый монастырь в Кандалакше и возглавляет его с 1548 по 1550 год. Этот монастырь известен в исто­ рии под именем «Кандалакшский, или Кокуев мужской монастырь». Повелением царя Иоанна Грозного игумен Феодорит возводится в сан архи­ мандрита и поставляется наместником в крупный Спасо-Евфимиев монастырь в Суздале. В 1556 году Иоанн Грозный отправляет Феодорита, знатока греческого языка и «премудрого богослова», посланником ко Вселенскому Патриарху с задачей обо­ сновать наследование титула «царя Московского» от римских кесарей и получить благословение на коронацию. Ответственнейшее дипломатическое поручение Феодорит выполняет блестяще. Таким образом идея наследования Московским царством достоинства Византийской империи получает официальный статус: «Москва - Третий Рим». Последние четырнадцать лет своей жизни преподобный Феодорит проводит в «лопарских пустынях», духовно окормляя крещеный им лопарский народ и братию северных монастырей —Кандалакшского Рождество-Богородичного и Печенгского Свято-Троицкого. Преподобный Феодорит, просветитель Кольский, сподобился завершить долгий и славный земной путь на месте пострига, в Соловецком монастыре. Девяностолет­ ний старец скончался 17 августа 1571 года и был погребен близ южной стены Пре­ ображенского собора, о чем гласила надпись на белой могильной плите: «Лета 7079 (1571) августа 17 дня преставися раб Божий священно-архимандрит Суздальский вфимиева монастыря, священноинок Феодорит, Соловецкий постриженик».

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz