Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Исторический путь формирования духовности и традиций 110 Начинаяот патриарха Никона ивдаль­ нейшем, требования к внешнему виду церквей были следующими: «Церковь строить по правилам святых апостол и святых отец, чтобы была о пяти верхах, а не шатром». Ушаков И. Ф. Избранные произведения. Мурманск, 1998. Т. 3. С. 207-208. Классический пример церкви «о пяти верхах» - Ни­ кольская церковь села, построенная в 1705 году. Правда, были и иные, прак­ тические, причины не строить шатро­ вые церкви: «Шатров у церкви отнюдь бы не делать, ради того, что высокие церкви молниею пожигает». Из пись­ ма от 10.01.1630 года благотворителя Егора Лыткина игумену Макарию. Макарий, епископ. Историческое описание Красногорского монастыря //ЧОИДР. 1880. Кн. 3. С. 68. независимый характер жителей этих мест. Столь мас­ штабная, затратная и претенциозная постройка, вовсе не характерная для поморских сел, явилась косвенным следствием так называемого «Соловецкого сидения», Соловецкого бунта 70-х годов XVII века. В течение восьми лет, с 1668 по 1676 год, не желая подчиняться церковным нововведениям, Соловецкий монастырь находился в осаде, существуя лишь за счет внутренних резервов архипелага. Богатейшие варзуж- ские вотчины монастыря в течение этих восьми лет по- прежнему исправно приносили весьма значительные доходы, которые не могли быть востребованы мона­ стырем. С 1669 года царь Алексей Михайлович принял жесткие меры, запретив всякие сношения монастыря со своими вотчинными владениями, и приостановил действия жалованных грамот. Как известно, жители поморья внутренне сочувство­ вали и поддерживали «соловецких сидельцев», но при этом всем было понятно, что близится трагическая развязка. Также было ясно, что в монастырь уже ниче­ го невозможно доставить и что в конечном итоге все монастырские богатства достанутся «победителям», «никонианам». Внутреннее переживание, напряжение «стояния за веру», «за старину» требовало какого-то зримого воплощения и в конечном итоге вылилось в этот величественный памятник древнего церковно­ го зодчества. Потому столь «вызывающе шатровой» и была задумана эта церковь - как явный вызов «нико­ нианскому» повелению, запрещавшему строительство таких шатровых церквей.110 Подобное проявления несогласия и, как результат, воздвижение новой церкви (несмотря на существование прежней) весьма характерны для Поморья. Так, в 1887 году жителями соседнего с Варзугой села Кузомень в ответ на покушение на веру и внутренние устои народа была воздвигнута новая величественная трехпрестоль­ ная церковь святого великомученика Димитрия Солун- ского в память об убийстве народовольцами императо­ ра Александра И. И при этом не имело значения то, что рядом стоит церковь в честь того же святого, притом построенная относительно недавно - в 1845 году. Этот же характер, не терпящий давления и вме­ шательства в традиционные устои жизни поморов, проявлялся и в советские времена, даже несмотря на идеологический и административный гнет коммуни­ стического режима. Старожилы помнят, какому дав­ лению постоянно подвергалось село по партийной ли­ нии в отношении продолжающей гордо возвышаться над селом Успенской церкви. «Страна к коммунизму 71

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz