Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Исторический путь формирования духовности и традиций с властями. И в дальнейшем, в течение всех столетий, «никакой помор никогда под началом не ходил и шапки ни перед кем не ломал». Ко всему надо добавить частое и долгое пребывание вне села, на тонях, промыслах, зимовках, вне приход ской церковной жизни, а также ставший привычным личный, «напрямую» разговор с Богом. Все это приво дило к угасанию чувства церковной соборности, атро фии потребности в церковных таинствах и общении со священником и в целом - к нарастанию пренебрежения священноначалием и недоверия силе Соборного разума Церкви. Недостаток чистоты евангельского духа веры подчас компенсировался различными суевериями, язы ческими действиями, приемами местной практической магии.106 Таким образом, перед нами две ясно выраженные специфические духовные составляющие поморской жизни, которые во второй половине XVII века увели в раскол большинство жителей Крайнего Севера, - ис кренняя, горячая, можно сказать, истовая вера в Бога, пребывающая в парадоксальном согласии с непомер ной гордостью. С конца X V I века поморское судно - коч, стало палубным и многомачтовым Для управления рулем стал применяться штурвал. s Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из мореходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призывать духа нечистого: «Беля, беля, беля, белолапко!». И так до тех пор, пока не почувствуется струя ветра и парус «зарябит». 67
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz