Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Исторический путь формирования духовности и традиций с властями. И в дальнейшем, в течение всех столетий, «никакой помор никогда под началом не ходил и шапки ни перед кем не ломал». Ко всему надо добавить частое и долгое пребывание вне села, на тонях, промыслах, зимовках, вне приход­ ской церковной жизни, а также ставший привычным личный, «напрямую» разговор с Богом. Все это приво­ дило к угасанию чувства церковной соборности, атро­ фии потребности в церковных таинствах и общении со священником и в целом - к нарастанию пренебрежения священноначалием и недоверия силе Соборного разума Церкви. Недостаток чистоты евангельского духа веры подчас компенсировался различными суевериями, язы­ ческими действиями, приемами местной практической магии.106 Таким образом, перед нами две ясно выраженные специфические духовные составляющие поморской жизни, которые во второй половине XVII века увели в раскол большинство жителей Крайнего Севера, - ис­ кренняя, горячая, можно сказать, истовая вера в Бога, пребывающая в парадоксальном согласии с непомер­ ной гордостью. С конца X V I века поморское судно - коч, стало палубным и многомачтовым Для управления рулем стал применяться штурвал. s Так, например, известный магический прием вызывания ветра, при котором один из мореходов становится к мачте и, царапая ее ногтями, с присвистом начинает призывать духа нечистого: «Беля, беля, беля, белолапко!». И так до тех пор, пока не почувствуется струя ветра и парус «зарябит». 67

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz