Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Исторический путь формирования духовности и традиций «Шитье» лодок на Поморье «...Мы увидели судно, называемое у них ладьей, скрепленное лыком. Оно шло на север, чтобы привезти оттуда клыки моржей, звериное сало и гусей...» Из дневника В. Баренца 1595 года. 101 Немирович-Данченко. Страна холо­ да: виденное и слышанное. СПб., 1885. С.218. 102 Колпакова Н. П. Терский берег. Во­ логда, 1937. С. 82. средой обитания каждого помора с раннего детства. Именно здесь день за днем доверчиво и буднично вру­ чали они жизни свои в руки Божьи. Именно здесь всем сердцем постигалась ими мудрость поморской поговор­ ки: «Кто в море не хаживал, тот Богу не маливался».101 Да и само приготовление помора к плаванию начина­ лось с укладывания в карбас под транец чистой белой рубахи - «на смерть». «Редкой год у нас кто-нибудь на промысле не гибнет. Потому у нас промышленники, как уходят “на тороса” - со всеми наперед прощаются: с живыми родными, да и на кладбище сходят, с умершими побеседуют».102 Таким образом, можно говорить об удивительном феномене морского богоискательства мореплавателей Крайнего Севера. Нынешние коренные терчане - по­ томки людей, для которых почти ежедневная смертель­ ная опасность воспринималась как норма жизни, фор­ мирующая особый уклад веры. Такая специфика жизни формировала достаточно противоречивые характеры. С одной стороны, помор­ скому люду были неведомы многие вечные вопросы аскетики, которые остро стояли перед «сухопутными» христианами. Мы имеем в виду такие аспекты духов­ ного совершенствования, как, например, преодоление холодности сердца и равнодушия, стяжания чистоты и искренности в молитве, или же умение в полной мере полагаться на волю Божию. В то же время постоян­ ный риск, возможность помериться силами с грозной 65

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz