Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Исторический путь формирования духовности и традиций Возвращение языческих богов Наступившие после революции гонения на Право­ славную веру привели к возрождению язычества, к укреплению сил тьмы и их служителей, к росту привер­ женности к приемам домашнего колдовства и магии. Вновь вошли в авторитет лопарские колдуны-нойды. Жители села все охотнее прибегали к помощи сил бе­ совских, обращаясь к кочующим через Варзугу лопа­ рям и расплачиваясь за услуги традиционной бутылкой водки. Надо сказать, что если люди, стойко держащиеся веры отцов, решительно отметали подобные контакты с лопарями, то считающие себя атеистами и строителя­ ми «светлого будущего» очевидным образом признава­ ли силу лопарской магии, стараясь откупиться от лопа­ рей и не ссорится с ними. У жителей Варзуги еще свежи в памяти многочисленные истории жестокой лопар­ ской мести сельчанам, не оказавшим заезжим лопарям должного уважения или отказавшим в их просьбах. Прикормленные с глубокой древности родовые «духи-помощники», не связанные более церковными таинствами и благодатью, вновь вошли в силу. Эти «духи-помощники», ангелы тьмы передаются по на­ следству родственникам по крови, и бывает весьма не­ просто избавиться от их навязчивой помощи, тем более когда человек и сам не особо стремится разорвать этот блудный союз. Да и как порвать эту связь, когда сове­ ты они дают практически значимые и очевидно полез­ ные в повседневной жизни. «Хозяин, ты ключ потерял от входной двери. Он лежит еще за углом дома, пойди подыми, а то скоро затопчут». Можно, конечно, не слу­ шать, внутренне сопротивляться и пойти взламывать дверь топором. Или: «Хозяин, не ходи дальше - за ба­ ней мужики пьяные сидят, поколотят тебя. Обойди во­ круг». Можно не послушать, пойти дальше и получить тумаков. Но вот как-то не хочется. Так возникает дове­ рие, согласие с этими «ласковыми» помощниками. Но все это только вкрадчивое начало большого погибель­ ного пути. «Коготок увяз - всей птичке пропасть». Постепенно эта власть сокрытого для посторонне­ го взгляда знания, пьянящая сила превосходства над простыми смертными полностью захватывает челове­ ка, делая его рабом сил тьмы. Эта власть губит его, как наркотик, зависимость от которого преодолеть крайне трудно. Самое печальное ждет такого человека после того, как душа его весьма мучительно, но все же расстанется со своим грешным телом. У древнего коренного насе­ ления Кольского края всегда существовала проблема 63

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz