Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Игумен Митрофан (Баданин) Поморский поклонный крест на одном из островов в районе Новой Земли Гравюра из дневника В. Баренца 1595 года. Поклонный крест 1915 года Тоня Красные Щелейки. Один из уцелевших до наших дней древних крестов Терского берега. «Красная Щель» (около Сосновки) до XV века служила исторической границей между владениями коре- лов и лопарей. Филин П. Л, Фризин Н. Н. Крест в промысловой культуре поморов Рус­ ского Севера // Ставрографический сборник. М., 2001. Кн. 1. С. 167. 48 Колпакова Н. П. Терский берег. Вологда, 1937. С. 149. Поморский крест Поклонный поморский крест стал неистребимым символом этих берегов. Даже наступившие времена безбожия не смогли одолеть эту благодатную тради­ цию. И ныне по Терскому берегу стоят кресты с выре­ занными у их основания датами установки, являющими своеобразную летопись всего, казалось бы, безбожного XX века. Невозможно было представить себе рыбацкую тоню без креста. Его чудесное действие было залогом успеха на промысле. Примечательно в этом плане соотноше­ ние понятий «крестовый» - «богатый» в среде помо­ ров. Встречающиеся названия мест, типа «Крестовый мыс», «тоня Крестовая» и другие - «это не обозначе­ ние места, где есть кресты, хотя они там и могли быть, а свидетельство того, что эти места богаты в промысло­ вом отношении».97 Установка креста была знаком «освоения» тони и освящения данной территории; тоня становилась «сво­ ей», обжитой и принадлежащей христианскому миру. Здесь утверждалась воля Божья и чужие, злые силы на данной территории власти больше не имели. Учиты­ вая, что в среде поморов все же сохранялись элементы промысловой магии, то всегда была угроза, что кто-то захочет «отбить» рыбу. К примеру, «если рыбак, у кото­ рого рыба не идет, унесет незаметно с уловистой тони горсть песка или кибасок (поплавок) с сети, хорошая тоня “испортится”, а у неудачника начнется лов».9а За­ щитой от такой духовной агрессии, надежно нейтрали­ зующей силы тьмы, и служил поморский крест. Варзуга и здесь имела свою специфику. Чаще всего варзужане ставили кресты вдоль реки в местах добычи 60

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz