Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Исторический путь формирования духовности и традиций Евангельская проповедь, осущест вленная монахами-подвижниками в XVI веке, решительно изменила духовную ситуацию в Великой Лапландии. С гравюры начала XX века. Середонин С. М. Сочинения Джиль- са Флетчера как исторический источ ник. СПб., 1891. С. 140. Трифон Печенгский принесли сюда свет христианско го учения, вступив на берега, населенные языческими племенами сколт-саамов, или, на русский манер, вос точными лопарями. О том, каковы были аборигены этих земель, «народ лопарский», красноречиво высказываются современ ники первопроходцев просвещения Кольского Севера, преподобных Трифона и Феодорита. «Ни один народ на земле не занимается столько волшебством и чаро действом, как лопари», - свидетельствует в XVI веке английский посол Джильс Флетчер.92 Не имея иных средств к защите своих семей, этот небольшой кочевой народ в полной мере освоил возможности сотрудни чества с «духами нечистыми», призывая их в помощь себе и используя для этого целый арсенал магических приемов. Можно представить, насколько тяжек был труд про поведника Слова Божьего на земле, коренное населе ние которой пребывало во мраке тяжкого язычества, повседневно и буднично общаясь с силами тьмы, с «ду- 57
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz