Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Игумен Митрофан (Баданин) каждый чувствует себя частью одного целого, единого организма, когда все друг другу родные. Именно это явление активно воспротивилось, противостало но вой безбожной идеологии, искусственно принесенной из разложившегося во грехах города начала XX века. Именно за эту целостность, за незыблемость деревен ской общины как оплота веры и традиций так жесто ко была изуродована русская деревня дорвавшимися до власти служителями князя тьмы. Именно деревня стойко держалась веры отцов, хранила авторитет ста рины и уважение к старейшинам, апеллировала к ду ховной мудрости предков и сбережению их традиций. И если тогда, во времена гонений на Церковь, деревен ская общность стремилась сберечь веру, то теперь те же принципы искаженного понимания «общинное™» работают против человека, не дают людям возможно сти выбрать дорогу в храм, прийти на молитву, обра титься к священнику за помощью в решении духовных вопросов и проблем. Вновь возникает вопрос: «а что скажут люди?» Осознание серьезности стоящей проблемы призыва ет нас всех потрудиться на ниве возрождения исконных духовных традиций святой Руси, ее поморских крайне северных рубежей. Духовный мир, которым жил рус ский христианин на своей земле, был устремлен к по знанию и творчеству. Верующий человек стремился познать Бога через Его творения, уподобиться Творцу, приобщаясь к красоте и совершенству Его творений. «Ибо невидимое Бога, вечная сила Его и Божество, - говорит мудрый апостол Павел, - от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1; 20). В этом процессе «рассматривания творений», в творческом проникновении в неисчерпаемую прему дрость Божественного замысла об устройстве мира - вся глубинная суть подлинной мировой культуры. «Высочайший ее смысл, —замечает Г. П. Федотов, вы дающийся русский философ, —в богопознании, в гимне Творцу, раздвигающем храмовую молитву до пределов космоса». Духовное наследие аборигенов Говоря о ситуации тотального разорения духовной составляющей жизни на Терском берегу, сложившейся после времен воинствующего атеизма, и необходимо сти ее восстановления, становится очевидной потреб ность в новой христианской миссии на Крайнем Севе ре. Невольно напрашивается параллель со временами далекого средневековья. Тогда, в XVI веке, просветите ли земли Кольской преподобные Феодорит Кольский и 56
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz