Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Игумен Митрофан (Баданин) каждый чувствует себя частью одного целого, единого организма, когда все друг другу родные. Именно это явление активно воспротивилось, противостало но­ вой безбожной идеологии, искусственно принесенной из разложившегося во грехах города начала XX века. Именно за эту целостность, за незыблемость деревен­ ской общины как оплота веры и традиций так жесто­ ко была изуродована русская деревня дорвавшимися до власти служителями князя тьмы. Именно деревня стойко держалась веры отцов, хранила авторитет ста­ рины и уважение к старейшинам, апеллировала к ду­ ховной мудрости предков и сбережению их традиций. И если тогда, во времена гонений на Церковь, деревен­ ская общность стремилась сберечь веру, то теперь те же принципы искаженного понимания «общинное™» работают против человека, не дают людям возможно­ сти выбрать дорогу в храм, прийти на молитву, обра­ титься к священнику за помощью в решении духовных вопросов и проблем. Вновь возникает вопрос: «а что скажут люди?» Осознание серьезности стоящей проблемы призыва­ ет нас всех потрудиться на ниве возрождения исконных духовных традиций святой Руси, ее поморских крайне­ северных рубежей. Духовный мир, которым жил рус­ ский христианин на своей земле, был устремлен к по­ знанию и творчеству. Верующий человек стремился познать Бога через Его творения, уподобиться Творцу, приобщаясь к красоте и совершенству Его творений. «Ибо невидимое Бога, вечная сила Его и Божество, - говорит мудрый апостол Павел, - от создания мира через рассматривание творений видимы» (Рим. 1; 20). В этом процессе «рассматривания творений», в творческом проникновении в неисчерпаемую прему­ дрость Божественного замысла об устройстве мира - вся глубинная суть подлинной мировой культуры. «Высочайший ее смысл, —замечает Г. П. Федотов, вы­ дающийся русский философ, —в богопознании, в гимне Творцу, раздвигающем храмовую молитву до пределов космоса». Духовное наследие аборигенов Говоря о ситуации тотального разорения духовной составляющей жизни на Терском берегу, сложившейся после времен воинствующего атеизма, и необходимо­ сти ее восстановления, становится очевидной потреб­ ность в новой христианской миссии на Крайнем Севе­ ре. Невольно напрашивается параллель со временами далекого средневековья. Тогда, в XVI веке, просветите­ ли земли Кольской преподобные Феодорит Кольский и 56

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz