Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.
Игумен Митрофан (Баданин) православная традиция. В селах Терского берега все священники и церковные старосты были расстреляны в 30-е годы, церкви отобраны и осквернены. С 30-х годов XX века поморы оказались оторванными от православ ной традиции и культуры. Удаленность и замкнутость мира села привела к значительной утрате понимания - что есть православная традиция и каков образ жизни верующего человека. Именно село в России являлось хранилищем наибо лее чистого, нравственно высокого, духовно здорового генофонда нации. Принципы общинной жизни села, сила общего мнения сельчан, их соборные решения и неоспоримый авторитет стариков являлись гаран том духовного здоровья села и активно противостояли любым вредоносным внешним вторжениям в сель скую жизнь, в мир традиции и самобытной культуры поморов. Именно сегодня мы в полной мере пожинаем пло ды, взращенные безбожной политикой прошедшего века. Ибо, как точно сформулировал Ф. М. Достоев ский: «Если Бога нет, то все дозволено». И пошел про цесс разрушения здорового и рачительного сельского уклада жизни, начало хищнически истребляться глав ное богатство Варзуги - семга и иная живность, уни чтожаться святыни и памятники поморской культуры, разрушаться семьи, стали на селе процветать пьянство и матерщина. Потерявший традиционные духовные ориентиры в своей жизни, современный сельский житель очевид ным образом оказался в ссоре со всем миром Божьим. Он пребывает в конфликте, в разладе как со своей вну тренней природой, так и с природой внешней, окружа ющей его. Природа, земля, река, живность для него постепен но превращаются в достаточно наскучивший «предмет потребления». Свою внутреннюю природу он безжа лостно изнашивает в погоне за новыми наслаждения ми и свежими впечатлениями. Природу внешнюю на силует и разрушает, следуя неумолимой и тупиковой логике «удовлетворения все возрастающих потреб ностей». «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее - наша задача», - решительно заявля ли творцы «нового мира» недавнего прошлого. «На слаждайся! Бери от жизни все», — вторят рекламные слоганы новых «просветителей» современной России. Исконная духовная составляющая взаимоотношений «человек - окружающий мир» оказалась ныне законо мерно утраченной пресыщенным «обществом потреби телей». Все это в полной мере внедряется в образ жиз ни человека села. 54
Made with FlippingBook
RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz