Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Исторический путь формирования духовности и традиций Восстановление исторической памяти В 2009 году в Варзуге произошли важные для истории села события - был установлен День села Вар­ зуги. Для принятия решения о том, когда именно село будет отмечать праздник, были учтены следующие предложения. Издревле самой почитаемой иконой в Варзуге, да и на всем Поморье, была икона Божьей Матери «Одиги- трия», что в переводе с греческого означает «Путеводи- тельница». Именно этот образ занимал почетное место на всех иконостасах села в местном ряду. Эта икона со­ хранилась и в иконостасе нынешней Успенской церкви села, 1674 года постройки. Выбор именно этого образа Богородицы как покровительницы не случаен и объяс­ няется самим названием - «Путеводительница». Тру­ довая деятельность помора всегда была тесно связана с долгим отрывом от дома и одолением морских путей, и от заступничества Царицы Небесной «Одигитрии» напрямую зависела жизнь как обитателей села, так и поморов всего Терского берега. День памяти этой ико­ ны наши предки отмечали 10 августа. Исходя из этого решением Совета депутатов и общего собрания жите­ лей села было установлено праздновать День Варзуги в ближайший к 10 августа воскресный день. Таким образом, мы видим, что для того, чтобы вер­ нуть свою историю и обрести День памяти села Варзуги, потребовалось обратиться к духовному наследию дедов и прадедов, вспомнить те нравственные и религиозные ориентиры, которые служили надежным компасом в этом мире для всех поколений варзужан в течение поч­ ти шестисот лет. Дерево, оторвавшееся от своих кор­ ней, обречено на погибель, даже если его и пытаются пересадить в клумбу искусственных, надуманных цен­ ностей, которыми так был богат прошедший XX век. Варзуга, как и иные российские села, много больше, чем любой город, пострадала от государственной по­ литики воинствующего атеизма. Каковы бы ни были гонения на веру и репрессии, но в каждом городе оста­ вались церкви, были священники, поддерживалась 53

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz