Варзуга : [первое русское поселение на Кольском Севере : вторые Феодоритовские чтения] : материалы региональной научно-богословской историко-краеведческой конференции, с. Варзуга, Терский берег Белого моря, 7-8 августа 2009 года / [под ред. игумена Митрофана (Баданина)]. - Изд. 2-е, доп. - Мурманск : Издательство Мурманской и Мончегорской епархии ; Санкт-Петербург : Ладан, 2010 (печ. 2012). - 301, [2] с. : цв. ил., карты, портр.

Варзуга - старейш ее посел ен и е Кольского Севера 82 Савич А. А. Соловецкая вотчина XV-XVI веков. Пермь, 1927. С. 36. ю История первоклассного ставропи- гиального Соловецкого монастыря. СПб., 1899. С. 27. м Ключевский В. О. Хозяйственная дея­ тельность Соловецкого монастыря в Беломорском крае. М., 1959. Т. 7. С. 9. *5 Лосифей (Немчинов), архим. Геогра­ фическое, историческое и статисти­ ческое описание ставропигиального первоклассного Соловецкого мона­ стыря. М., 1836. Т. 1. С. 418. 86 Сборник грамот коллегии экономии. Пг„ 1922. Т. 2. № 105. С. 3. 8 «Сотная» из писцовых книг Василия Агалина и подьячего Степана Федо­ рова на Варзужскую волость. С. 30. 88 Архиепископ Сильвестр (Крайский), хиротонисан в архиепископа 11 мар­ та 1705 года, бывший архимандрит Заиконоспасского монастыря, в 1707 году переведен на Смоленскую кафе- дру. 84 Опись Петропавловского прихода 1840 года за подписью священника Гавриила Гурьева // ГАМО, ф. 7, on. 1, д. 4. л. 96. Истомин М., свящ. Варзужский Пе­ тропавловский приход // Архангель­ ские епархиальные ведомости. 1896, № 11. С. 252. 1)1 Священник Михаил Истомин служил в Варзуге с 1886 по 1903 год. им вписать их в сенодик [Синодик, помянник —список имен умерших для поминовения. - И. М .]».82 В 1471 году волость Варзуга (вместе с Умбой) перешли от Новгорода во владения Великого князя Московского Ивана III. Соловецкий монастырь хотя, еще и оставался в «епархиальном управлении новгородских архипасты­ рей, но стал пользоваться особым покровительством московских государей». Соловецкие монахи основали на Варзуге свое подворье и одновременно возобнови­ ли, скорее всего, на ее древнем месте, Никольскую цер­ ковь, которая была освящена в 1491 году. Никольская церковь имела придел Успения Божьей Матери, как утверждает соловецкий архимандрит Досифей.85 По описи 1563 года, на Никольской стороне Варзу­ ги кроме Никольской церкви уже существовала и цер­ ковь во имя апостолов Петра и Павла. На противопо­ ложном, Пречистенском берегу села была построена первая отдельно стоящая церковь Успения Пресвятой Богородицы .86 «Сотная» 1575 года вновь подтверждает, что «во­ лость Варзуга над рекою над Варзугою, а в волости цер­ ковь Никола чудотворец, да церковь теплая с трапезою Петра и Павла, стоят без пенья... Да за рекою за Вар­ зугою от Умскои стороны церковь с трапезою Успенье Пречистые стоит без пенья», то есть знаменитый «Ба­ саргин правеж» 1568 года лишил эти берега и церков­ ной жизни. Священник появился лишь спустя восемь лет после погрома, и «лета 7086 [1578], июня в тридеся­ тый день к сему снимку с сотные грамоты Никольской поп Иванищо Варзусскые волости руку приложил». В 1705 году на новом месте размещения села стро­ ится новая Никольская церковь с южным приделом во имя пророка Божьего Илии. Церковь бревенчатая, с пя­ тью главами. «Церковь Никола Чудотворца пятиглавая, построена при преосвященном Сильвестре, архиепи­ скопе Холмогорском и Важском в 1705 году».89Шестая маковка над Ильинским приделом будет возведена не­ сколько позже, в начале XVIII века, а еще позже, в конце XIX века, появится и седьмая главка над приделом прп. Сергия Радонежского. Освящение церкви происходило: Никольский пре­ стол - 28 июня /11 июля, Ильинский престол - 29 июня /12 июля 1705 года,90 так пишет священник Михаил Истомин,91 ориентируясь на надписи на антиминсах. Все перечисленные исторические события показы­ вают их непрерывную связь и иллюстрируют динами­ ку строительства нынешнего села Варзуга, что еще раз убеждает в верности принятия за год основания села 1419 год. 52

RkJQdWJsaXNoZXIy MTUzNzYz